Навечерие Рождества Христова, или   Рождественский сочельник    – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.

Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову:

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе. 

Если постараться перевести это , то получится: 

Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!

 

 

                                                            Рождество Христово: история праздника

 

     Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем.

Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.

                                                                                                                                              Прот.Серафим Слободской “Закон Божий»

 

    6 декабря утром во всех православных храмах будут читаться Царские часы, изобразительны и будут отслужена вечерня, переходящая в Литургию святителя Василия Великого. Царские часы служатся 3 раза в году: дважды в сочельник перед Рождеством Христовым и Крещением Господним (Богоявлением), а третий раз в Великую Субботу перед Пасхой.

     Царские часы очень интересны и уникальны тем, что на протяжении всего священнодействия они совершаются в центре храма. Священник выходит с Евангелием из алтаря в центр храма и будет совершать каждение Евангелия, иконостаса и других частей храма. Часы Уникальны тем, что в чине каждого читается отрывок из Ветхого Завета — пророчество о рождении Спасителя, отрывок из Апостола и Евангелия, повествующих о рождении Господа Иисуса Христа и значении пришествия Бога во плоти. Эта служба эстетически завораживающая,т.к. служится в сумраке при свечах, священнослужители стоят и молятся в центре храма, а не в алтаре и возглашают, что Бог воплотился не с возвышенности амвона, а в окружении молящихся прихожан.
 
     После Царских часов будет совершена вечерня, на которой будут звучать тексты Рождества Христова,то есть это будет первая рождественская служба и литургия. Они служатся немного ранее 7 января, чтобы немного предвосхитить Праздник и усилить подготовку к Рождеству.
 
А вечером 6 января в 22:00 часа начнется рождественская служба. 
 
    Начнется она с Великого повечерия, на котором прозвучит торжественный и ликующий гимн пророка Исайи «С нами Бог», тропарь и кондаки. Во время каждого песнопения будут открываться царские врата иконостаса. Повечерие плавно перейдет во вторую половину Вечерни (первая половина была отслужена утром)и совершится  благословление хлебов. В этот раз освященный хлеб не будет раздаваться молящимся при помазывании освященным  елеем при лобзании иконы праздника, а будет раздаваться после причащения при целовании Креста, так как причащаться принято натощак.Участие в Евхаристии (Причащении) главнее, чем вкушение освященного хлеба.
 
    На службе будет прочитано и пропето много рождественских текстов, большинство из них были написаны в 6-7 веках нашей эры, а некоторые древнее. Таким образом в Церкви подчеркивается связь поколений, что многие христиане этими текстами молились до нас и славили Родившегося, так будет и сегодня.
 
    В конце продолжительной службы хор споет колядки. Они не входят в чин службы, но поются ради поднятия настроения молящихся, продолжительное время трудившихся в подвиге молитвы. Эти песнопения лиричны, умилительны, а некоторые торжественны и
маршеобразны. Как звезда на рождественской елке венчают они эту чудесную ночь.
 
 
     Приходите, дорогие, разделим вместе радость Рождества!