В первое воскресенье сентября по решению Священного Синода и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы молимся о сохранении творения Божия, о том, чтобы Божий Мир не погиб от наших рук.
В молебне мы просили Господа: «о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися, услыши и помилуй».
Этими словами Церковь молится об оставлении наших грехов, об исправлении нашей жизни, о том, чтобы справедливый гнев Божий не был послан на нас, и о том, чтобы не было уничтожено творение Божие, которое современная цивилизация поставила на грань уничтожения вместе с человеческим родом, который уже терпит беды, страдания и скорби из-за своих неразумных дел.
В молитве современный мир сравнивается с Вавилоном, современное общество, его умонастроения и желания сравниваются с тем, что творилось в Вавилоне. Сравнение с Вавилоном объясняет, что весь прогресс способствует улучшению качества жизни здесь и сейчас. Но если вдуматься, ведет к катастрофе, к гибели не только отдельного ручейка, который отравили ядовитыми отходами, леса, который вырубили ради сиюминутной выгоды, но и всей земли.
Нам в Приморье пережившим череду страшных наводнений этого ли не знать.
☦ Тропарь, глас 6
Иже дре́вле в Вавило́не го́рдыя язы́ки порази́вый, Го́споди,/ пра́веднаго Твоего́ преще́ния изба́ви ны./ Пощади́ гре́шныя лю́ди Твоя́,/ я́же стяжа́л еси́ Твое́ю Кро́вию;/ не преда́ждь нас поги́бели от дел рук на́ших,/ ино́го бо, ра́зве Тебе́, Бо́га не ве́мы,/ и воззови́ погиба́ющим:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.
☦ Молитва о благостоянии мира
Благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же Вседержи́телю, сотвори́вый не́бо и зе́млю со все́ю ле́потою их, просвети́вый день све́том со́лнечным и нощь уясни́вый заря́ми о́гненными, вся́кия тва́ри Тво́рче, созда́вый от земли́ челове́ка, отпа́вшаго же и преда́вшаго Тя, назда́вый па́ки Честно́ю Кро́вию Единоро́днаго Сы́на Твоего́!
При́зри с Небесе́, Бо́же, и виждь, я́ко се́тует земля́, и древеса́ и бы́лие изчеза́ют, зве́рие и ско́ти, и пти́цы небе́сныя погиба́ют за нече́стие живу́щих на ней. Сего́ ра́ди в покая́нии припа́даем и вопие́м Ти, да не погуби́ши мир Твой и нас со беззако́ньми на́шими, но да́руй обраще́ние безу́мным сыно́м челове́ческим и спасе́ние им и тва́ри им покоре́нной.
Благослове́н еси́, Го́споди, пото́пом омы́вый при Но́е грех челове́ческий! Да́руй нам пото́ки сле́зныя и омове́ние скверн на́ших, да обрати́мся от злых дел, хище́ний и непра́вд на́ших, во е́же храни́ти достоя́ние Твое́.
Благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же Вседержи́телю, при Ло́те попали́вый ме́рзости Содо́мския и Гомо́ррския и очи́стивый Зе́млю Обетова́нную от скверн их! Да́руй исправле́ние извраще́нным и стро́потным ума́м и се́рдцем челове́ческим, да позна́ют путь Твой.
Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же Вседержи́телю, Иже прише́ствием Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́ обнови́вый и очи́стивый всю тварь! Да́руй, да уве́руют лю́дие всем се́рдцем и просла́вят Тя и Единоро́днаго Сы́на Твоего и Утешителя Духа Святаго, да человеки и стихиями и всею тва́рию сла́вится пречестно́е и великоле́пое Имя Святы́я Тро́ицы во ве́ки веко́в. Ами́нь.
☦ Ина молитва
Го́споди, Бо́же Вседержи́телю, Соде́телю и Тво́рче вся́ческих, покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, всю зе́млю древесы́ многови́дными и живо́тными разли́чными напо́лнивый, и животворя́яй ю́, да вся тварь благодари́т Тя, Изряднохудо́жника. Ты еси́ Иже и челове́ка сотвори́вый по о́бразу и подо́бию Твоему́, и в ми́ре сем поста́вивый, во е́же возде́лывати и храни́ти его́.
Не отврати́ лица́ Твоего́ и ны́не, Го́споди Человеколю́бче, зря мир Твой расхища́емь от беззако́ний и страсте́й на́ших. Яко се́тует земля́, древеса́ и бы́лие исчеза́ют, зве́рие и ско́ти, и пти́цы небе́сныя погиба́ют за нече́стие сыно́в челове́ческих.
Мо́лимся Ти, Всемилосе́рдый Бо́же, поми́луй ны, испо́лни сердца́ на́ша све́том Твоего́ богоразу́мия и приими́ покая́ние на́ше, да возде́лываем мир Твой во бла́го душа́м и телесе́м на́шим и во сла́ву Пресвята́го Имени Твоего́, Тебе́ бо подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молебен об учащих и учащихся
«Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» Пс.24:4-5
В начале сентября в нашем храме традиционно служат молебен «Об учащих и учащихся перед началом нового учебного года».
Молебен на начало учебного года – это особый чин, в котором молящиеся просят Божией помощи и благословения в постижении и разумении доброго и душеполезного учения, чтобы «открылся ум обучающихся к принятию, уразумению и запоминанию всех добрых и душеполезных учений». Молятся в этот день не только об учениках, но и об их учителях.
А ещё так совпало, что 3 сентября день Церковь чтит память образа Божией Матери, именуемой «Прибавление ума».
Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери протоиерей Ростислав Мороз вместе с прихожанами молились об учении отроков в предстоящем учебном году. Помолились и о учителях, прося им сил и мудрости в предстоящем учебном году.
После молебна отец Ростислав сказал напутственные слова ученикам и учителям, благословил всех присутствующих. Послушать проповедь отца Ростислава можно на страничке Казанского храма ВКонтакте.
На молебне присутствовали директор воскресной школы Наталья Анатольевна Форикова и воспитанники воскресной школы.
Каждый учащийся и учащий получил символический подарок – ручку и тетрадку.
По окончании молебна на паперти храма сфотографировались на память с настоятелем, который напутствовал учеников добрым словом и благословил.
Наталья Анатольевна сетовала, что в такой погожий день после многодневных ливней многие отроки с родителями сразу после молебна разъехались, не дождавшись фотографирования.
* * *
Молитва перед началом обучения
Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший Закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший — открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого Имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, — да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих и так наученные, прославят Пресвятое Имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, — ибо Ты, Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
* * *
Мысли святителя Феофана Затворника
(2Кор.12:10–19; Мк.4:10–23)
Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию. То же и в возрождении: дуновением Духа Божия, который неведомо откуда и как приходит, полагаются начала новой жизни и восстановляется образ. Это – точка отправления; отсюда начинается труд возведения образа в совершенное подобие. Возрожденный по образу Создавшего Господним Духом преобразуется от славы в славу, но не без нас; наш труд и старание, а созидает в возрождении: дуновением Духа Божия, Который неведомо откуда. Вот идеал и способ осуществления в себе образа и подобия Божия! А сколько пишут и толкуют о воспитании!
Между тем, в слове Божием все оно определено несколькими словами. Возьмись только осуществить предписанное, и воспитание само собою пойдет успешно к цели. Это Божий путь; но он не исключает путей человеческих, напротив, дает им направление и венчает успех. Когда же остается одно человеческое, тогда воспитание обыкновенно бывает недостаточно, с ущербом, а нередко и совсем извращает воспитываемых; затем дальше и жизнь вся идет криво. Где умножаются криво воспитанные, там и все общество более и более начинает кривиться, и в жизни, и в воззрениях своих. Конец – всеобщее искривление: кто гнет в одну сторону, кто в другую.