10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице и день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение», настоятель храма протоиерей Ростислав Мороз совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери. Ему сослужили клирики храма иерей Дионисий Гордеев и иеродиакон Феофан (Федосеев).

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением регента Татьяны Балановской.

По сугубой ектении отец Ростислав вознес молитвы ко Господу о Святой Руси и завершении строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Владивостока.

По окончании литургии протоиерей Ростислав Мороз обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал о Евангельском чтении воскресного дня: «В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его».

* * *

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. В церковно-богослужебных книгах этот день называется еще неделей, т.к. в этот день не положено заниматься житейскими делами (не-деля), следует посвящать его молитве, чтению духовной литературы и делам милосердия, а обычные житейские дела в этот день не должны мешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

 

«Отцы Церкви говорят, что мир существует до тех пор, пока в нем служится Божественная Литургия. И как совершение Литургии является самым великим событием в жизни целого мира, так и наше участие в Божественной Литургии можно назвать самым великим событием нашей жизни» Митрополит Лимасольский Афанасий. Все беседы владыки о Божественной литургии можно прочитать на сайте «Православие.ру»

Новомученик святитель Серафим (Звездинский), архиепископ Дмитровский

Сегодня я побеседую с вами, как обещал, о Божественной литургии.

Христос говорит: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» И дальше: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета…» Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, но всех их краше, светлее, ярче солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее роза. Много рек, ручьев, озер, речек бегут по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, огромном, безмерном океане. Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли; там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех прекраснее, чище, ярче сверкает бриллиант.

И в духовном мире есть и звезды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудных звезд – песнопений – хранится в Церкви Православной (святоотеческих творений), но все они сходятся в солнце Церкви нашей – в Божественной литургии. Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех их ярче блистает бриллиант – Божественная литургия. Все источники, все ручейки, таинства наши, сливаются в глубочайшем святейшем таинстве Божественной литургии.

У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие Христа. Очи Его – таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная литургия. Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. Блаженный Августин, святой отец Западной Церкви, так восклицает: «Твоя премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии». И вот почему: в Литургии Христос отдает Себя верным – Тело Свое и Кровь Свою Животворящую.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий, чудный дар; ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело – Кровь; они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь. Вот как святые отцы говорят о Божественной литургии, вот как благоговели они перед ней.

Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в Таинстве причащения, они каждый день приступали к святой чаше, так чиста была их жизнь. Когда они ехали в дальний путь, они брали с собой Святые Тайны, вместе с крестом хранили они их на груди. Наши предки всегда начинали день с посещения Литургии; только отстояв ее, они начинали свои дела житейские. Вот как люди, христиански настроенные, ценили Божественную литургию. Много названий дано ей. Первое – «Пасха» называли ее древние христиане и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто бывает за Божественной литургией, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что Литургия есть Тайная вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слышим его биение. Второе название – «трапеза», потому что здесь предлагается нам небесный хлеб, Тело – Кровь Христовы Животворящие. Третье – Евхаристией, благодарением, называют ее. Четвертое – общением; вот еще одно название Литургии, потому что мы в Таинстве причащения вступаем в величайшее общение со Христом, через таинство это Он проникает во все частицы нашего тела. Пятое – обедней называют Литургию у нас в том же смысле, как название «трапеза»; «обедня» – обед, пир, на который Господин зовет Своих рабов через слуг Своих.

Рабы – это мы, и как много среди нас таких, которые на зов Царя отказываются идти, уходя то на торжище, то на поле или не желая оставить дом, потому что «жену поят». Слуги Господа – архипастыри и пастыри – зовут, но зова их не слышат, как не слышат и звона церковного – зова Христова, голоса Христова – святого Евангелия. Мало того, что не слышат, но и другим мешают ходить, смеются над ними, издеваются, глумятся. Не видят эти люди, как они нищи и убоги, жалки, несчастны, окаянны, – солнца Божьего лишают они себя. Бриллиант драгоценнейший топчут они в заблуждении своем.

Дорогие мои, паства моя богодарованная, любите Божественную литургию, берегите благоухающую розу Христову, просвещайте свои души светом солнца Божественного; считайте потерянным днем в своей жизни тот, когда вам не удалось быть за Божественной литургией. Пусть среди вас не будет толстовцев, штундистов, адвентистов и других сектантов, отвергающих святую чашу и глумящихся. Пусть очи ваши видят всегда Божественную чашу, пусть уши ваши всегда слышат: «Приимите, ядите». Благодарите Господа всегда за тот величайший дар, перед которым трепещут ангелы.

«Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа…»

Продолжение проповедей о Божественной литургии новомученика святителя Серафима (Звездинского), архиепископа Дмитровского можно прочитать в электронной книге «Хлеб Небесный. Проповеди о Божественной литургии».

Святитель Григорий Палама

«В этот день успокойся от всех мирских земных дел (Исх.20:10-11); освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего-либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем. В то же время будь усерден к храму Божию, посещай собрания в нем, с искренней верой и непостыдной совестью причащайся Святого Тела и Крови Христовых, и положишь так начало строгой жизни, ты обновишь себя и приготовишься к принятию будущих вечных благ, ради них и в остальные дни [недели] не заботься излишне о земном, а в воскресенье, ревнуя о Боге, отложи заботу обо всем, кроме самого необходимого, без чего нельзя жить […] Подобно дню Господню проводи и прочие установленные Церковию великие праздники, соблюдая относительно их вышеизложенные наставления и предостережения».

Святитель Николай Сербский

«В седьмой день отдыхай.

Как отдыхать? Помни, отдых может быть лишь рядом с Богом и в Боге. На этом свете нигде больше истинного отдыха не найти, ибо этот свет бурлит, как некий водоворот.

Посвяти седьмой день целиком Богу, и тогда воистину отдохнешь и исполнишься новых сил. Весь седьмой день думай о Боге, говори о Боге, читай о Боге, слушай о Боге и молись Богу. Так ты воистину отдохнешь и исполнишься новых сил».

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о Божественной Литургии

Дорогие мои, сейчас я вам расскажу о Божественной Литургии. Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую – Литургию, то чаша весов с Божественной Литургией перевесит. Только человек не понимает, какой драгоценностью он обладает, до тех пор, пока это счастье не отнимается у него. К сожалению, человек не ценит ни солнце, ни воздух, ни свет. Настанет темнота, отберется воздух и нечем будет ему дышать, тогда поймет человек и оценит, чем он обладал и чего лишился. Имеющий возможность бывать на Божественной Литургии – не бывает, а кто ходит – стоит невнимательно, рассеянно, внося с собой житейские помыслы и заботы. Почему же это так? Да потому что он не вдумывается, что такое Литургия. Человек не понимает всю глубину и важность совершаемой перед его глазами Великой Тайны. Между тем из чудес это самое важнейшее и есть – Божественная Литургия. 
Ради Божественной Литургии – Тайны – солнце на небе светит днем, луна – ночью; и звезды небесные, тысячи их, свой свет издают; и земля плод дает, и потому мы можем питаться хлебом. Повторяю: земля только затем приносит плоды, хлеб и виноград, что хлеб и вино каждый день приносятся на Святой Престол при совершении Литургии. Не нам, не для нас, грешных, покрытых язвами, дает земля плод свой, не стоим мы его, земля дает его для Бескровной Жертвы и будет давать, доколе будет совершаться на земле Божественная Литургия. Не будет Литургии – солнце померкнет и земля перестанет производить свой плод. 
Теперь я расскажу вам, кто и когда совершал впервые Божественную Литургию. Есть на небе Солнце Правды – Вечное, никем не сотворенное, самосветящееся и разливающее предвечный свет. Солнце – это Бог Отец и от Него – Солнца Пресветлого – исходит Божественный Луч. Это – Сын Божий. Это – Луч Божественный, Луч Света дивного. Он зажег на земле чудную Лампаду. Не елеем наполняя ее, не маслом, а Своею Божественною, чистою кровию. И это и есть Божественная Литургия, и совершал ее в первый раз Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице, в час, когда совершалась Тайная Вечеря. Святые отцы описывают, что первую Литургию Иисус Христос совершил так. Взял хлеб, нет, не хлеб взял Спаситель в Свои пречистые руки, а тебя, душа грешная, тебя Спаситель Своими святейшими руками взял, возвел очи Свои к небу и, показав Отцу нашу грешную душу, сказал: «Искуплю ее Кровию Своею и мукою Крестною и грехи ее беру на Себя». Потом сказал Иисус Христос: «Примите, ядите – Сие есть Тело Мое», благословив хлеб, как бы ожидая Свою крестную смерть, сделав на хлебе знамение – Крест. Затем, взяв чашу с вином, благословил и возвел очи Свои к небу, подавая ее ученикам Своим, сказал: «Пейте от чаши сей – Сия есть Кровь Моя Нового Завета, сие творите в Мое воспоминание». Так была установлена первая Литургия Иисуса Христа на Тайной Вечери. И теперь приносятся на Престол хлеб и вино, но в Божественной Литургии они превращаются в Тело и Кровь Христа. И люди, вкусив Тело и Кровь Христову, приобщаются к Божественному Естеству так, чтобы вошел в дом души их Господь и душа стала храмом Божиим. 
О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, делается душа человека Домом Божиим. Итак, оставил нам Спаситель завещание совершать Литургию и вкушать Его Животворящее Тело и Кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную! Помните – это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасает от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой, они падают в пропасть. О, как жалки, как несчастны эти люди, которые меняют службу Божественную на мечты мира сего, которых житейские заботы лишают возможности быть в храме Божием. Други мои! Любите Храм Божий! Это постоянное пребывание Бога. Спешите туда, особенно в праздники. Там свет, освещающий и укрепляющий всякого человека. Там святое приношение Тела и Крови Христовой, нас укрепляющее, оживляющее, очищающее нашу душу. 
Литургия у нас называется еще обедней. Это Обед и Пир, на который Господь зовет через слуг Своих: слуги – это пастыри. Но как много среди нас таких, которые на зов Царя не откликаются и не хотят слушать голоса Христова и Святого Евангелия. Мало того, что сами не идут, но и другим мешают, смеются над ними. О, как несчастны окаянные, лишающие себя драгоценного дара: топчут они в заблуждении своем благоуханную розу, Божественную Литургию Христову. Дорогие мои, любите Божественную Литургию, считайте для себя потерянным тот день в своей жизни, в который не удалось быть за Литургией, особенно в праздник.
Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная Литургия есть великий чудный дар; Ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественное Тело и Кровь. Они миллиардами слетаются туда, где приносится Божественная Жертва, и с трепетом предстоят пред Святым Престолом, закрывая лица и прославляя Великую Тайну, совершаемую здесь. 
Божественная Литургия есть ось мира. Как колеса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мир может двигаться, лишь имея Божественную Литургию. Она есть основание всей жизни мира. А если бы не было этого, наш страшный, грешный мир от нечистоты и беззакония погиб бы и разрушился, если б не освящался этими Великими Тайнами, страшными явлениями Божественного Искупителя. В этот момент освящается Престол и Храм, и все молящиеся освящаются. Земля, самый воздух дает человеку все необходимое для жизни только потому, что на Престоле возлежит Святой Агнец – наш Иисус Христос – на дискосе и в Чаше под видом вина и хлеба. 
Дорогие мои, благодарите Господа за то, что Он сподобляет нас слушать Божественную Литургию и вкушать Пречистое Тело Свое и Животворящую Кровь Свою.
Молим Тебя, Господи, о тех, которые в заблуждении своем не хотят, не ищут найти утешение в Святых Тайнах Спасительных, но Ты же и вразуми их, Господи, и приведи к покаянию, чтобы они познали спасительную силу Твою.