В Воскресенье, первого ноября, в нашем храме состоялась Божественная литургия. В конце богослужения настоятель прихода протоиерей Ростислав обратился к прихожанам с проповедью, в которой дал толкование отрывка из Евангелия, объяснив смысл и значение притчи о сеятеле.
«Дорогие братья и сестры! Сегодня святая православная церковь по своему обыкновению предлагала нам Евангельское чтение, и мы слышали притчу, которую Господь Иисус Христос рассказал своим ученикам и множеству другого народа. Это известная притча о сеятеле. Вышел сеятель сеять, и начал разбрасывать семена. Иное упало на дороге, и налетели птицы, и поклевали его; иное упало на каменистую почву, и, так как не имело корня, то взошло, но скоро засохло; иное упало около поля, и выросло терние, то есть сорняки, и заглушили все эти плоды; но иное всё же упало на благодатную почву, и взошло, и принесло урожай – иное в сто крат, иное в шестьдесят, иное в тридцать.
Когда Господь остался с учениками, они приступили к нему и спросили: Учитель, а что значит эта притча? И Господь им объяснил, что семена эти суть слово Божие. Бывает так, что человек слышит это слово, но приходит диавол и похищает эти мысли из сердца человека. А бывает так, что слово Божие находит отклик в человеческом сердце, человек радуется, приняв его, но из-за скорбей, из-за каких-то житейских проблем, не находит это слово больше места, не прорастает, и человек так и остаётся бесплодным. И бывает так, что человек принимает слово Божие, но заботы века сего и многоразличные попечения заглушают действие этого слова, человек опять остаётся ни с чем. А есть люди, которые принимают слово Божие, и оно действительно прорастает в них, и приносит плоды.
Эта притча, как и любая другая, имеет значение не только для тех людей, которым непосредственно говорил Господь, она имеет прямое отношение и к нам. Это одна из самых известных притч, потому что в ней рассказывается о взаимоотношении между Богом и человеком. Мы видим, что Господь обращается к каждому, а не специально ищет благую почву, на которую можно посеять семя. Он сеет его везде, и может быть даже там, где трудно предположить, что это семя может как-то взойти.
Но проблема в том, что не только от Божественного действия зависит успех данного предприятия; он зависит также и от того, насколько человек будет откликаться на Божий призыв. Если посмотреть, сколько людей сегодня собралось на Божественную литургию, и сколько из них не пришло – сразу становится ясно, что мы в меньшинстве. Абсолютное большинство находится за церковными стенами. И тут можно невзначай подумать, что мы — земля благая, а все прочие внешние – это как раз те, о ком в притче и говорится. С одной стороны сегодня это может быть так, а с другой стороны нет, потому что, к сожалению, человек существо непостоянное, и каждый из нас может реагировать на слово Божие любым из описанных в притче способов. Господь образно описал всё многообразие житейских ситуаций, которые с нами случаются.
Первый случай, о котором Он говорит — это когда сатана похищает семя, не давая слову Божию произрасти. Здесь речь идёт о прямом действии греха. Человек, имеющий какие-то греховные привычки, какие-то страсти, которые укоренились в нём, ещё способен что-то воспринимать; но то, что он делает, абсолютно противоречит тому, к чему Господь призывает, потому что любой грех отрывает человека от Бога. И чем страшнее грех, тем больше получается эта пропасть и тем тяжелее её закрыть. Прежде всего здесь можно говорить о каких-то очевидных страстях, таких как алкоголизм, наркомания и иные вещи, которые колоссально затрудняют следование Божественным путём. Такие серьёзные страсти вновь и вновь ввергают в пучину греха; действие сатаны оказывается сильнее, и человек не может ему сопротивляться. Но менее заметные грехи могут быть еще более опасными, потому что имеют свойство накапливаться незаметно для человека и бывает так, что жизнь человеческая рушится на фоне, казалось бы, полного благополучия и человек сам не понимает, что произошло.
Описывая следующую ситуацию, Господь говорит: семя падает, и, хоть почва каменистая, оно всё-таки произрастает, то есть люди с радостью воспринимают слово, но, так как нет корня, семя быстро засыхает. В данном случае речь идёт прежде всего о тех ситуациях, когда человек пытается устанавливать свои отношения с Богом из-за того, что ему кажется, будто это поможет решить какие-то житейские проблемы и избавит от каких-то трудностей. Чего греха таить – многие из нас, что называется, с этого начинали. И слава Богу, если у этой истории есть какое-то продолжение. Ведь часто бывает так, что человек, искренне уверовав и обрадовавшись, начинает вести вполне такую серьёзную христианскую жизнь. Он и в храм ходит, и молится, и календарь церковный соблюдает, праздники, посты, и что-то старается делать, но, видимо, он внутри себя решил, что с Богом так вот договорился. Мол, Господи, если я буду делать это для Тебя, то Ты решишь мои такие-то и такие-то проблемы. Идёт время, проблемы не решаются, и человек начинает на Бога как бы внутренне обижаться: а чего это вдруг я делаю, а Он не делает? И обида ли это, усталость, или еще что-либо начинает внутри человека работать, но в итоге его пыл очень сильно охлаждается. Собственно, зачем дальше пытаться какие-то усилия прикладывать, если всё равно ничего не получается.
Ошибка тут, вообще говоря, понятная: а с чего ты взял, что Бог обязательно должен решать твои проблемы? Покажи договор, где стоит подпись Бога. Это странно – такая очевидная вещь, но люди очень часто ведутся на эту ошибку. Сколь не был бы ярок и искренен этот порыв вначале, если человек во время этого порыва не поймёт, что Бог Сам по Себе является ценностью, то здесь, конечно, ни о какой доброй почве говорить не приходится.
Ну и последний вариант тоже очень распространён и характерен, и мы на него довольно часто попадаемся. Что такое терния, заглушающие слово Божие? В общем это можно назвать словом «комфорт». То есть когда всё хорошо, нет каких-то острых проблем, нет каких-то невероятных пожеланий, которые собственными силами невозможно достичь. Когда жизнь устроена, есть где жить, что есть и пить, для женщин по телевизору идут сериалы, а у мужчин есть любимое пиво, в любых количествах и всегда под рукой. Нет никаких проблем, и вроде бы понятно, что вот существует Бог, и неплохо бы Ему молиться, и неплохо бы ещё как-то Богу поработать, но всё же хорошо. Зачем напрягаться? Зато, если вдруг что-нибудь произойдёт, то я тогда знаю куда бежать и что делать. В русском народном просторечии это называется «теория жареного петуха» — пока жареный петух не клюнет, я не буду каких-то усилий предпринимать. Вряд ли тут тоже можно говорить о том, что человек в таком состоянии способен приносить какой-то благой плод.
Но, слава Богу, Господь описывает не только эти случаи и ситуации, когда мы не можем приносить благой плод, но говорит так же о том, что семена иногда и на хорошую почву падают. Человек может приносить благой плод, и очень интересно, что указывается не для всех одна мера. Кто во сто крат, кто-то в шестьдесят, кто-то в тридцать – цифры тут, понятно, условные берутся, но мы видим, что это действительно благодатно для человека, потому что здесь идёт речь об огромном умножении. Даже если мы берём цифру тридцать – это очень много, по сравнению с тем что было. То есть огромные богатства обретает человек, если он правильно принял слово и дал ему прорасти. Качество жизни может поменяться в огромном отношении.
Почему у каждого по-разному – понятно, что здесь тоже зависит от стремления человека, работы его над собой, но не только из-за этого. В любой области жизни есть люди более талантливые, а есть менее талантливые. В религиозном смысле кто-то из нас, видимо, тоже более талантлив, нежели другие. Обычно такие люди и выбирают для себя какие-то особые пути – например, путь монашества. Но это же не значит, что все должны стать монахами; их на самом деле очень мало, и это не случайно. Не каждый может взять на себя такой крест. Для этого нужно иметь особое устроение души. Но это не значит, что спасаются только монахи. В данном случае, во сколько крат ты приносишь плод, для твоего спасения, как совершающегося факта, это значения не имеет. Богу приятно любое наше стремление.
Но здесь тоже нельзя совершать весьма распространённую, к сожалению, ошибку. Ей подвержены, в основном, люди, которые сильно поражены перфекционизмом. Перфекционизм, как правило, проявляется во всех сферах жизни, и человек имеет проблемы из-за этого и в профессии своей,и в общении. Если он с таким же задором начинает и свою религиозную жизнь устраивать, то она может превратиться в сущий невроз. Ведь перфекционизм значит, что если я за что-то берусь, то я должен делать это лучше всех. А тут лучше всех никак не получится. Человек просто выше своей меры замахивается. Итог известен – уныние, депрессия, нежелание дальше этим заниматься.
Таким вот парадоксальным образом благая почва может окаменеть или порасти тернием. Поэтому никогда не нужно забывать об этой притче, она действительно очень важна для каждого из нас. Даже если я осознаю, что в данный конкретный момент я, хоть немножко, но имею право себя называть благой почвой, это вовсе не значит, что так будет всегда. Нужно следить за собой, относиться к себе с достаточной долей критики, вовремя замечать, когда тернии начинают проявляться, или почва каменеть. Жизнь духовная в этом смысле не проста, она требует внимания человека. Поэтому дай Бог нам попасть на благую почву и навсегда на ней остаться. Аминь».