Дорогие братья и сестры! В воскресенье в нашем храме состоялась литургия, на которой по обыкновению все присутствующие услышали Евангельское чтение. В этом отрывке апостол и евангелист Лука поведал удивительную историю из жизни Господа нашего Иисуса Христа. В конце службы в своей проповеди протоиерей Ростислав, опираясь на священный текст, рассказал об отношении Бога к человеку и о той великой радости, которую Христос принёс в наш мир:
«Это случилось, когда Господь в очередной раз в субботу проповедовал в синагоге. По еврейским законам совершеннолетний иудей может выступать в синагоге, толковать закон, и Христос пользовался этой возможностью, брал слово и учил людей. И получилось так, что была там некая женщина, которая болела уже на протяжении 18 лет, находясь в согбенном состоянии. И Господь, видя её страдание, сжалился над ней и исцелил её. Стоило лишь Ему сказать одно слово, как женщина полностью избавилась от своего недуга, выпрямилась, и тут же возрадовалась и стала благодарить Бога.
Естественно, что люди, находящиеся вокруг, начали шуметь, громко обсуждая чудо, произошедшее у них на глазах. И начальник синагоги, видя, насколько это действие нарушило обычное течение субботнего распорядка, вознегодовал, и начал говорить о том, что работать положено шесть дней в неделю, и пусть бы вот этот человек так и делал. Пусть он исцеляет, чудеса творит в это время, а сегодня суббота, и субботний покой нарушать нельзя.
Стоит сказать, что подобные ситуации на протяжении Евангельской истории происходят неоднократно. Господь целый ряд чудес совершает именно в субботу, часто в синагоге, и всегда кто-нибудь из начальников, первосвященников, книжников начинает Его осуждать. И такие события имеют для нас очень важное значение, потому что очень хорошо показывают, кто такой Бог и зачем Он пришёл в этот мир. Становится ясно, что Господь пришёл прежде всего для того, чтобы нас спасти, то есть избавить от греха, проклятья и смерти. Исцелить, излечить, убрать из нашего мира самую страшную проблему – проблему конечности человеческого существования. Смерть, как и болезни и несчастья, это следствия греха, того отпадения от Бога, который когда-то совершил первый человек. Последующие люди всё больше и больше удалялись от Бога, и вследствие этого получается, что весь мир изуродован грехом. Поэтому на нашей земле так много страданий.
Господь, совершая такие действия, в том числе и с нарушением ритуальных обычаев, показывает, что, во-первых, любовь превыше закона, а во-вторых, Он не хочет, чтобы люди страдали. У Бога нет такой задачи – сделать так, чтобы человек на земле испытывал какие-то несоразмерные тяготы и сложности. Это очень важно понимать, когда мы задумываемся о том, какова воля Божья и чего Бог хочет от нас. Иногда мы попадаем в сложные жизненные ситуации, или заболеваем, и пытаемся как-то смириться с этим, полагая, что Господь послал нам эти страдания специально. Это не совсем так, Богу не нужно нам посылать страдания, их и так достаточно в этом мире. Все житейские неприятности происходят с нами не потому, что Бог этого хочет. Но наш мир настолько изуродован, что мы не можем никак этого избежать.
Но если мы используем возможности для того, чтобы исцелиться от болезней, или избавиться от страданий, и особенно если мы в этом помогаем другим, то вот это как раз и есть Божье дело. Поэтому врачевание, облегчение состояния человека, живое участие каждого из нас во всём этом процессе очень важно. Очень правильно будет помогать ближним и заботиться о них, а не говорить, что раз Господь послал тебе испытание, то ты должен теперь терпеть и переносить его в одиночестве.
Существует и ещё одна проблема, связанная с нашим мироощущением в церковной жизни. Мы ведь сосредоточены не только на житейских проблемах, но и на своей греховности. И каждый раз, приходя в храм, на исповеди мы пытаемся вытащить из себя как можно больше мелких грехов. Некоторые доходят буквально до невроза, ища в себе то, что они вообще не делали или раздувая малосущественные вещи. Кажется, что цель благая – очиститься, но если в этом перебрать, то можно лишиться самого главного, собственно того, что Христос принёс в этот мир.
А принёс Он прежде всего радость, ведь Евангелие – это Благая весть. Это не весть о том, что нам наложили на спину ещё каких-то кирпичей, и мы должны их нести дальше, с трудом, страдая, болея и вот таким образом непонятным очищаясь. Господь нас спасает без требования какой-то платы, без требования возмещения чего-либо. Он нам даёт эту Евангельскую весть просто так, прося лишь одного: чтобы мы к Нему обернулись и пошли за Ним. И больше ничего не требуется. Другое дело, что путь обычно получается не очень простой, потому что мы греховны, и нам приходится всё это преодолевать. И очень часто вместо того, чтобы сосредотачиваться на Христе и на том, что Он сделал, мы обращаем внимание только на все ямы, рытвины и кочки, которые встречаются нам по пути. Вот мы по ним бредём, спотыкаемся, падаем, и получается, что кроме кочек в нашей жизни ничего нет.
А идея Евангельская совершенно другая. Ещё ветхозаветные пророки говорили, что когда явится Мессия, с Ним в мир придёт великая радость. Главный христианский праздник – это Пасха. Но это вовсе не значит, что мы должны 364 дня в году загружаться проблемами и лишь один день радоваться. Понятно, что сейчас идёт пост, и мы как-то стараемся очиститься от грехов, тщательней исповедаться, но сегодня воскресный день, который не совсем является постным. Воскресенье – это малая Пасха. И это повод для того, чтобы мы приходили в храм с радостными лицами. Тем более, что Господь учит в Евангелии о том, что не следует во время поста накладывать на себя унылый вид, как делают лицемеры. Нужно наоборот приободриться, улыбнуться, ибо, если кто-то несёт свой подвиг, то он совершать его должен не внешне, а внутренне.
Но самая большая радость в жизни каждого христианина заключается в том, что у нас решена главная проблема человека. Это проблема смерти. Всё остальное, конечно, имеет больший или меньший вес, и может как-то искушать нас и портить нам настроение, но какие бы трудности нам не встречались на этой земле, они в любом случае меньше вот этого последнего предела, за который мы имеем полную возможность перейти и обрести жизнь вечную. И вот эта радость при правильном отношении может перекрывать всё остальное. Это не значит, что мы только из-за этого сможем не страдать, не болеть – это невозможно, мы ведь не роботы. Время от времени мы можем падать вниз, когда на нас накатывают какие-то невзгоды, искушения, проблемы и трудности, которых хватает всегда. Но у нас есть выход, у нас есть направление, мы знаем, куда идти, и, насколько это возможно, мы можем это делать с радостью, особенно приходя в воскресный день на молитву, чтобы ещё и ещё раз прославить Господа».