Слезы… слезы радости или отчаяния. А боль? Та, что в груди, что душу рвет, сердце ранит, да так, что нет сил… совсем. Но ты шепчешь: «Господи, помилуй!» Они ударили по ней мечом.
Было это давно, в IX веке, близ города Никеи в Малой Азии мирно жила благочестивая вдова с сыном. Пока не пришли времена, когда начались гонения на православные иконы. И тогда в их дом ворвались солдаты. Один из них, увидев икону Божией Матери, ударил ее копьём. И неожиданно, к его великому ужасу, из рассечённого образа Богородицы пошла кровь, и обезумевший от страха, он пал пред ним на колени, вымаливая прощения за страшный, непоправимый грех. Ночью несчастная вдова с сыном пришла на берег моря. Долго и горячо молились они, а затем, спасая икону, предали её волнам.
Прошло два века. На берегу моря у Иверской (Грузинской) обители Афона сидели старцы и вели беседы. Вдруг удивительное явление привлекло их взор: от воды к небесам вознёсся огненный столп. Несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, монахи пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. И стало видно, что свет исходит от стоявшей на волнах иконы. Долго не могли взять её в руки старцы. Только после молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, осенив себя крестным знамением, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. С почестями поставили её монахи в алтаре храма. Каково же было их удивление, когда наутро икону нашли… над вратами обители. Недоумевая, её снова перенесли в алтарь, но вновь повторилась та же история. Так было несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Дорогие братья и сестры, так давайте же отпразднуем этот светлый день с молитвою в сердце о нас, о наших близких и родных. Да помилует нас Бог!