Дорогие братья и сестры! Вот мы и подошли вплотную к особенному периоду, как в жизни Церкви, так и в нашей жизни – периоду Великого Поста. Мы все к нему готовимся и его ожидаем – кто-то с радостью, кто-то со страхом и трепетом, но в любом случае мы не можем оставаться к нему равнодушными. Каждый сейчас особенно восприимчив к духовным словам, потому что сама идея, что нам придётся хоть немного изменить свою жизнь, заставляет искать какие-то новые смыслы и думать, каким образом их можно реализовать. Евангелие, которое читается накануне поста — это отрывок из Нагорной проповеди Христа, где поучение начинается с призыва прощать ближним их согрешения против нас. Потому что, если вы прощаете их согрешения, то и Отец ваш Небесный простит согрешения ваша, а если вы не прощаете, то и Отец ваш Небесный поступит так же. Очень простая идея, но при этом очень важная. И чин прощения, установленный Церковью в последний предпостовой день, является самой яркой иллюстрацией этих евангельских слов.
Пост – это время покаяния, и мы будем приходить, особенно готовясь к этому и стараясь избавиться от грехов, которые мы совершили и которые, как мы понимаем, могут принести нам в жизни какой-то вред. Но Господь нам говорит об условии, когда Он прощает наши грехи, и условие это простое: если мы готовы вести себя так же по отношению к тем, кто находится рядом с нами. Между нами много недоумений возникает, реальных или каких-то глупых, мы очень часто друг на друга возводим напраслину, и зачастую бывает, что мы обижаемся там, где и обижаться не на что. Никто ничего против нас не делал, не думал, а мы почему-то решили, что это так. Но даже когда речь действительно идёт о каких-то неправильных поступках или плохих словах, которые в отношении нас были сделаны и произнесены, и мы по естеству своему человеческому на это обижаемся, то Господь говорит, что правильней будет не носить обиду в себе, а постараться совершить работу прощения. Об этом говорится и в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Мы просим Бога оставить нам наши долги, то есть согрешения, и при этом сами обещаем оставлять грехи тем, кто рядом с нами. Понимаем мы это или нет, но каждый день в молитве мы проговариваем это условие. Вопрос в том, поступаем ли мы так в нашей жизни? Безусловно, работа прощения – дело непростое, и её нельзя совершить одним усилием воли. Даже если человек загорелся этой идеей — мол, я раньше переживал по поводу обид, а сейчас соберу волю в кулак и прощу. В итоге, волю собрал, а обида не уходит. Не так это просто. Работа прощения требует какого-то времени, переосмысления ситуации – то есть собственно того, что и называется духовной работой. Это не то, что можно сделать так легко и сразу. Духовная работа всегда от нас требует времени, сил, какого-то прилежания, и очень часто именно поэтому мы её не совершаем, откладываем – у нас много разных дел, да и лень человеческую никто не отменял. А тут наступает такой период, когда откладывать уже как-то неправильно. Потому что если и в пост этим не заниматься, то о какой христианской жизни можно говорить вообще? Пост в Церкви появился по причинам достаточно утилитарным, но он прочно закрепился в христианской жизни и наполнился определённым содержанием. И это не случайно, потому что внутренняя духовная работа, которая сложна, требует усилий, и которую мы откладываем на потом, так, вероятно, могла бы и не выполняться никогда. Поэтому Церковь предлагает нам определённое время и настаивает на том, что пора бы уже этим заняться. А начать нужно как раз с прощения, потому что это первое и главное дело, которое открывает нам возможность к дальнейшему духовному росту.
Так же в Евангелии Господь говорит, что если вы поститесь, то не поступайте как лицемеры, не накладывайте на себя какую-то внешнюю печать. То есть ведите нормальную жизнь, не нужен абсолютно этот унылый постный вид и соответствующий образ мышления. Потому что, пытаясь решить какие-то внешние проблемы, для кого-то кем-то показаться, мы не духовной работой занимаемся, а антидуховной. Духовная работа – это наше избавление от грехов и страстей, которое, безусловно, очищает человеческую жизнь и делает её более мирной и радостной. Это очень хороший тест для того, чтобы вообще понимать, тем ли мы занимаемся. К сожалению, у нас очень часто получается, что чем больше мы плачем – реально или внутренне – тем больше нам кажется, что наша жизнь духовней. Или чем больше в ней страданий, чаще напускных, тем мы ближе к Богу. Ничего подобного! Если мы реально очищаемся от грехов и страстей, в нашем сердце поселяется радость. Потому что это естественное состояние для человека. Состояние рая – это состояние радости. А из рая нас выгнал грех. Уныние, скорбь, печаль, страдания и сама смерть – это печать ада. И, если мы делаем что-то противоположное этой печати и в нашем сердце воцаряется мир, радость, покой и счастье, то это как раз и свидетельствует о том, что духовная работа ведётся правильно, мы получаем добрый плод, а плод христианина – это преддверие рая на земле. Ведь Бог пришёл на нашу землю чтобы избавить нас от страданий, болезни и самой смерти. И это простое понимание может очень сильно поменять вектор нашего внутреннего мироощущения и нашего внутреннего делания. Потому что, к сожалению, на практике слишком часто можно встретиться с тем, что у нас унылый вид не только в пост, но и вообще круглый год. Только Пасха нас на несколько дней выводит из этого состояния, а потом мы опять становимся мрачными и хмурыми, при чём не только в повседневной жизни. Мы такими оказываемся ещё больше, когда приходим в храм Божий, это по лицам очень хорошо заметно. И я всегда недоумеваю по этому поводу. Вот, например, мы собрались на воскресную литургию. Воскресенье – это малая Пасха, это день, который просто создан для радости, потому что мы ещё раз воспоминаем воскресшего Христа, который избавил нас от греха, проклятия и смерти. Но почему-то такое впечатление, что у всех пришедших на литургию траур. У нас в очередной раз кто-то умер и мы его оплакиваем. Очень странно, не правда ли?
Проблема тут одна – наше неправильное духовное устроение, духовные ориентиры и духовная работа. И будет очень здорово, если у нас получится этим постом правильней организовать духовную жизнь, чтобы подойти к Пасхе с очищенной душой, чтобы суметь испытать пасхальную радость, которая бы осталась в нашем сердце и пребывала все последующие дни. Вот это будет замечательный результат Великого Поста. И Церковь предоставляет все возможности, чтобы этого достичь. В первую очередь, это богослужения. На первой седмице они будут совершаться практически каждый день. С понедельника по четверг, по вечерам, будет читаться великий покаянный канон Андрея Критского. Желательно его не пропустить, потому что этот канон очень здорово может нас настроить на правильное постовое делание, которое даст нужный духовный результат.
Дальше во время поста будет ещё много интересных событий, на которые желательно приходить в храм. Не стоит сосредотачиваться на одном лишь ограничении себя в каких- то продуктах, а то в итоге получится обычная диета без всякого духовного содержания. Смысл и значение Великого Поста прежде всего в том, чтобы подготовиться к Пасхе. И по тому, как у нас складывается сама Пасха, можно сделать вывод, насколько правильно мы пост прошли. Поэтому, братья и сестры, дай Бог нам использовать это время для того, чтобы получить ту духовную благодать и радость, которую нам дарит Господь.