» Сегодня очень значимый день в Православном календаре. Воспоминание о страшном суде. В церквях читаются слова 25 главы Евангелия по Матфею: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов -по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Страшным судом заканчивается время. За ним, как верят христиане, — вечность. Год, 365 дней, в очень многих традициях — образ полноты времени, всего бытия в его временном измерении. Завтра утром начнется время вновь. Точнее, первая неделя — масленицы — образ еще довременного бытия, образ Рая до грехопадения. Пищевым символом этого является изобилие пищи, но исключение из пищи мяса, которого, по Библии, не ели в Раю и даже до времени Ноя. Следующее воскресение — изгнание из Рая, отделивших себя от Бога грехом эгоизма (самости), Адама и Евы. И начинается тягостная земная жизнь в уповании далекого искупления. Образ этого — 40-дневный пост. Только субботами и воскресениями (в память двух заветов) разрывается это время, символизирующее время до пришествия Христа во плоти. В другие дни не совершается святая Евхаристия, причащаются только Дарами, освященными в воскресенье, читаются не Евангелия, а ветхозаветные чтения (паримии). Всё это завершается в пятницу шестой недели поста. Потом день в день христиане идут с последними днями Иисуса — воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, последний пасхальный Седер, взятие под стражу, распятие, смерть, сошествие во Ад и, наконец, чаемое от изгнания из Рая, свершается Воскресение Христово — «наша Пасха». Потом на семь дней, до Светлой Субботы, прорыв в пакибытие, в грядущую вечность. Светлая Седмица — это образ таинственной жизни иного века, вечности, которая будет после Страшного Суда. А потом вновь события земной жизни уже воскресшего Господа — уверение Фомы, Вознесение, и, как итог, сошествие Святого Духа — Пятидесятница. А потом — обычная жизнь этого, но уже преображенного Христом мира, когда Тело Его — Церковь в мире и не от мира, а мир внешний лежит во зле, как и раньше, как и будет лежать до последних дней этого бытия.
Но ключ к жизни в мире — слова Иисуса о Страшном Суде. Победа или осуждение, жизнь в Нем или во тьме внешней будет определяться и определяется уже не догматами веры, не ортодоксией, и не соблюдением установлений церковных — поста, молитвы, а только делами. «Вера без дел мертва». И делами не к Богу, а к ближнему — голодному, нагому, беженцу, заключенному в тюрьму или лагерь, к тому, кого видишь как цель через прицел снайперской винтовки, или поисковика бомбардировщика, тому, кого убиваешь словом, не менее чем пулей или бомбой. Вот это отношение человека к человеку определит судьбу каждого и определяет уже.
А как же вера? Как же пост, молитва, таинства — всё это только средства, которые помогают исполнить главное — возлюбить ближнего как самого себя, увидев в нем Христа, в каждом увидев Господа. Если эти средства ведут к цели (а они точно ведут при искренней вере и смирении) — прекрасно, а если это средства для самих средств, некий христианский культуризм — то грош им цена, они только в осуждение.
А как же иные конфессии, иные веры? Если средствами, используемыми в них человек достигает всепоглощающей любви к ближнему — он праведник, он будет по правую руку Христа на суде, хотя и не принимал Его по тем или иным причинам в земной жизни (помните — тем кто скажет хулу на Сына Человеческого — простится). А если любил узко — себя, своих единоверцев, свой народ, ненавидя иных, равнодушный к ним — он будет среди «козлищ». И никакие апелляции к правой вере не помогут уже — а будут только в осуждение.
Со вступлением (увы кратковременным!) в рай, дорогие друзья!»