Храм Казанской иконы Божией Матери был торжественно освящен 16 марта 1908 года в присутствии высших военных и гражданских властей Приморья на территории военного кладбища на полуострове Шкота, в четырех километрах за городом. На кладбище были похоронены первые жители г. Владивостока, воины крепости, моряки, военачальники. Среди них: полковник Сперанский, начальник строительства крепости, инженер-полковник Сергеев, прокурор Бушуев, архитектор Гольденштедт, известный писатель и краевед В. Арсеньев. Храм строился четыре года на средства, пожертвованные солдатами крепостного и стрелкового полков. Первым настоятелем стал священник церкви штаба Владивостокской крепости отец Феодор Васильевич Кутузов.
В 1938 году храм был разрушен, а в 1954 году было закрыто и кладбище. На новое место перенесли всего три могилы: Арсеньева, Уткина и останки, покоившиеся в братском захоронении героев Хасана. Остальные могилы сравняли с землей и на их месте построили жилые дома.
В 1958 году на месте разрушенного храма был построен кинотеатр «Вымпел». В годы перестройки кинотеатр был заброшен и начал ветшать. Впервые мысль о передаче здания кинотеатра под храм пришла его бывшему директору Т.М. Цапенко. Жители Эгершельда эту инициативу поддержали. В ноябре 1998 года Татьяна Михайловна встретилась с епископом Владивостокским и Приморским Вениамином и предложила устроить в бывшем кинотеатре православный храм. Владыка обратился в администрацию г. Владивостока с письмом, в котором просил передать Владивостокской епархии здание кинотеатра, и после некоторых проволочек, совсем незначительных относительно масштаба затеваемого дела, вопрос был решен положительно.
В Великий Четверг 8 апреля 1999 года в кафедральном Свято-Никольском соборе главой города Ю.М. Копыловым архиерею были торжественно вручены документы на право безвозмездного пользования зданием. Настоятелем будущего храма был назначен о. Ростислав Мороз. Начался сбор средств на ремонт здания и обустройство храма.
21 июля в престольный праздник Казанской иконы Божией Матери в нашем храме прошел первый молебен с чтением акафиста Казанской иконе Богородицы. Далее молебны проводились еженедельно, стали собираться первые прихожане. 4 ноября 1999 года, на второй престольный праздник Казанской иконы, епископ Вениамин совершил первую Божественную Литургию, положив начало регулярному совершению богослужений.
Состояние внутренних помещений храма, впрочем, как и наружной отделки, было плачевным – требовалась полная замена штукатурки, — поэтому богослужения приходилось перемежать с постоянными ремонтно-восстановительными работами, совершаемыми по мере наличия сил и средств, но по тщательно выверенному плану и соответствующему архитектурному проекту.
Средства на реконструкцию жертвовали местные жители и организации, но всерьез поставить задачу о превращении старого потрепанного здания кинотеатра в настоящий храм с куполом и колокольней стало возможным, когда решение о благотворительной помощи храму приняло ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (президент М. Ф. Робканов).
Практически с открытия в храме заработала библиотека и стали вестись огласительные беседы с желающими принять Таинство св. Крещения.
4 декабря 2002 года епископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил голубой купол и замечательный узорный крест, изготовленные местным умельцем А. Мельниковым. Тут же вся конструкция была вознесена на крышу и над Эгершельдом заблистал золотой крест, хорошо видимый даже с моря со стороны бухты Золотой Рог, встречая и провожая суда и военные корабли. К этому времени была полностью закончена внешняя отделка здания, заново перекрыта крыша.
К концу 2003 года закончено благоустройство территории. 19 декабря 2003 г. на территории храма открыт и освящен мемориал с православным крестом в память похороненных на эгершельдском кладбище с 1896 по 1954 гг. В кинозале прошел кинофестиваль «Эхо Золотого Витязя» под руководством Президента международного кинофорума «Золотой Витязь», известного кинорежиссера и актера Николая Бурляева.
В начале 2004 года закончено строительство колокольни, на которую 6 апреля установлены и освящены 9 колоколов, отлитых в г. Москве на заводе «Литэкс». Вес самого большого колокола – 640 кг, самого малого – 4 кг. Настраивал колокола и первый раз звонил в них московский звонарь Константин Володин.
В конце 2006 года полностью обновлен кинозал, в нем произведен серьезный ремонт, превративший его в один из самых уютных небольших залов (на 200 мест) для кинопоказов в г. Владивостоке.
В 2007 году начата реконструкция богослужебного зала – заново оштукатурены стены и потолок под роспись. Осенью 2007 года московские иконописцы Юрий Захаров, Марина Кашина и Леонид Полетаев начали работу.
Сложным вопросом при выборе сюжета росписи был вопрос, связанный с необычным для храмов России прямоугольным, а не сводчатым потолком. Рассмотрев древние варианты, мастера нашли похожий потолок в одном из древних сербских храмов и предложили несколько эскизов. В итоге, потолок был расписан в древне-византийском стиле в сербских, греческих и болгарских традициях в три круга: Господь в центре, Матерь Божия над алтарем и архангел Михаил над западной частью храма.
При росписи стен был выбран ряд Богородичных праздников, так как сам храм назван в честь Казанской иконы Божией Матери. Также на стенах присутствует ряд святых: наряду с самыми почитаемыми и известными (Преп. Сергий Радонежский, Серафим Саровский) написаны новом ученики и исповедники российские, в частности, святитель Герман Алатырский, который возглавлял Владивостокскую епархию некоторое время после революции.
«Мы надеемся, что роспись стен, милостью Божией, сохранится на века. Ведь как расписывали древние иконописцы — их фрески сохранились и до наших дней»— считает наш настоятель, протоиерей Ростислав Мороз.
Так как храм находится в помещении, напоминающем древне-византийскую базилику, которая по традиции строится из камня, реставрация пола была произведена с использованием мраморных плит.
Серьезной проблемой было приобретение нового паникадила, так как что-то из современных люстр вписать в пространство храма, выполненном в стиле византийской базилики оказалось невозможным. Паникадила зажигают в самые торжественные моменты богослужения. Свет множества светильников означает полноту Божественного света, который символизирует единение Церкви Невидимой – Небесной, Торжествующей, и Церкви спасающейся — земной. Красота православного богослужения сочетает в себе гармонию звука (церковного пения), иконографического отображения Божьего мира и света. Все это позволяет молящемуся человеку максимально из мира материального, через материальные же предметы, приблизиться к миру духовному. Пребывая телом на земле, умом и сердцем воспарять к горнему миру.
Пришлось искать фирму-изготовителя, которая бы делала такие церковные паникадила, которые могли вписаться в пространство храма. В результате в храме в апреле 2010 года были установлены хоросы – самые древний вид паникадил (в переводе с греческого – многосвечие), которыми в древности освещались храмы Византии. Раньше хорос представлял собой деревянное или металлическое колесо, которое на цепях подвешивали под куполом церкви. На окружности колеса устанавливали лампады или свечи. Такие древние паникадила до сих пор используются на Афоне. Хоросы были выполнены методом ручной ковки и литья умельцами мастерской «Кавида». Разработанный мастерами дизайн хоросов органично вписался во внутренний архитектурный комплекс храма, организуя пространство и время от временного к Вечному, от конечного к Бесконечному. Один хорос был подвешен в алтаре, другой — непосредственно в центре храма, куда на молитву собираются верующие. Хоросы состоят из двух разных по высоте ярусов и насчитывают в общей сложности 90 светильников.
4 ноября 2008 года наш храм торжественно отметил свое 100-летие. В это день состоялась праздничная Божественная литургия, которую возглавил настоятель храма протоиерей Ростислав Мороз. На Божественной литургии присутствовали духовенство, многочисленные прихожане и представители прессы. По ее окончании состоялся крестный ход, после чего отец Ростислав поздравил всех с праздником и обратился к клиру и пастве с проповедью: «Сегодня у нас великий и знаменательный день – день памяти Пречистой Владычицы нашей Богородицы. Эта икона была явлена впервые в граде Казани в XVI веке. Это древнерусская икона, которая много поколений спасала русских людей, и мы знаем, что мало домов русских, где бы ни было Казанской иконы. Эта икона по древнему почитанию считается охранительницей восточных границ нашей земли. Мы особенно нуждаемся в Ее благодатной помощи, заступничестве и можем к Ней обращаться и в собственных нуждах, и по поводу общественного единения, желания нашего, чтобы наша Родина – Святая Русь – возрождалась и обретала веру, чтобы восстанавливалось достоинство русского человека. Сегодняшний день знаменателен еще и тем, что 4 ноября установлен и государственный праздник – День народного единства. Радует, что больше становится таких людей, которые понимают духовный смысл этого праздника».
В течение 2011-2012 гг. решалась задача возведения второго храма (придела) на втором этаже в честь замечательного миссионера свт. Николая Японского. Это совсем небольшой, уютный храм, который предназначается для совершения простых, будничных служб, на которых не бывает много народа, и для совершения Таинства Крещения. Для этого была сдела большая крестообразная купель, в которой можно совершить крещение полным погружением, как предписывают каноны православной церкви. Больше года потребовалось, чтобы собрать необходимые средства, отрисовать дизайн, отреставрировать помещение, возвести иконостас, сделать купель. Первое богослужение в новом храме было совершено на Пасху 2012 года (вторая, поздняя Литургия). Первое крещение полным погружением состоялось 18 августа (в канун праздника Преображения) 2012 года.
А 17 августа 2015 года состоялось долгожданное торжественное освящение нового мраморного иконостаса нашего храма.
Этому завершающему аккорду предшествовала долгая и кропотливая работа множества неравнодушных людей, их неустанное стремление сделать храм настоящим Домом Божиим, благоукрашенным подобающе Владыке Небесному.
Автором проекта мраморного иконостаса является заслуженный архитектор России, академик Академии Архитектурного наследия Андрей Альбертович Анисимов. Мрамор, из которого вытесаны элементы иконостаса, добыт и обработан в Греции, на карьер-заводе BEATMAT и установлен силами мастеров «Товарищества реставраторов» мастерских Андрея Анисимова (г.Москва) под руководством Игоря Олеговича Перова, руководителя мастерской резьбы по камню. Необычные и удивительные линии этого иконостаса очень органично вписались в аскетичную атмосферу строгих геометрических форм храма.
Иконы, стоящие в иконостасе, сделаны трудами иконописицы Марины Кашиной. В нижнем ряду установлены иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Кронштадского, святого патриарха Гермогена с Казанской иконой Божией Матери в руках, архангелов Гавриила и Михаила. Верхний ряд иконостаса включает в себя 12 икон, посвященных основным христианским праздникам и Евангельским событиям.
Чин освящения возглавил Владыка Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский. Ему сослужили настоятель храма протоиерей Ростислав Мороз, благочинный 1 округа протоиерей Димитрий Федорин и клирики храма Казанской иконы Божией Матери.
В храме действует Духовно-просветительский центр, воскресная школа для детей, проводится подготовка людей, желающих принять Таинство Крещения, работает социальная служба.
В духовно-просветительском центре проводятся лекции, беседы, экскурсии, конференции и круглые столы, детские праздники, демонстрируются художественные, документальные и мультипликационные фильмы соответствующего содержания. Зал оборудован системой для проведения интернет-конференций, поэтому гостями храма нередко бывают не только представители г. Владивостока, но и центральной части России.
Многие мероприятия Дальневосточных образовательных чтений и других значимых для края конференций проходят в Духовно-просветительском центре храма.