Технический и социальный прогресс, стремительное развитие информационных технологий, различные реформы и инновации приобретают на сегодняшний день масштабы глобального характера. Наряду с этим предпочтение отдаётся материальным благам и потребительским нуждам в ущерб традиционным духовно-нравственным ценностям. Особенно к этим процессам восприимчивы подростки.

Современному молодому человеку довольно сложно самостоятельно сформировать духовную опору, без которой в будущем осваивать серьезные профессии, поднимать производство и экономику, защищать Родину, создавать крепкую семью будет нелегко. Невежество, и прежде всего духовное, наносит человеку, особенно молодому, только формирующемуся, огромный вред.
Грантовый проект «Духовно-нравственное воспитание в молодёжной и подростковой среде» был направлен на профилактику экстремизма в молодежной и подростковой среде путем приобщения целевой группы представлений о нравственности, морали, о духовных ценностях, и культурно-исторических традиций народов России.

Целью проекта является духовно-нравственное воспитание, формирование взглядов подростков в рамках исторической, культурной и патриотической традиции народов России. Церковь – как соль, которая сохраняет продукты от разложения: она сохраняет от разложения общество, прилагая усилия для воспитания подростков и молодёжи. Если мы ничего не будем делать – деградация и разложение будут умножаться. Наша цель – настроить подростков на здоровое духовное взросление, привить им здоровые убеждения.

 

Проект имеет, прежде всего, профилактический характер, в ходе которого реализовано несколько этапов:

 

  1. Подготовка региональной команды педагогов и священнослужителей для проведения просветительских и досуговых мероприятий с подростками (школьники 8 и 10 классов, студенты СУЗ-ов).
  2. Подготовка методического и презентационного материала, адаптированного для восприятия целевой аудитории, и разработка анкет для определения текущего уровня духовно-нравственного состояния целевой аудитории на начальной и завершающей стадии проекта для последующей оценки полученных данных специалистами и использовании в работе.
  3. Просвещение подростков, через использование различных форматов: просветительских и досуговых мероприятий.
  4. Подведение итогов проекта, обобщение результатов и проработка дальнейшей реализации проектных инициатив по духовно-нравственному и историческому просвещению подростков.

 

1 этап:

Онлайн обучение. В образовательном пространстве уже давно работают онлайн-платформы системы повышения квалификации и подготовки сотрудников. Применение дистанционных образовательных технологий позволили использовать с высокой эффективностью знания и умения высококлассных московских специалистов, повысить эффективность обучения и улучшить качество подготовки в целом по прикладным предметам – педагогике и возрастной психологии и их применению в контексте христианской педагогики и психологии.

Учителя и священнослужители получили знания, которые помогли им выработать успешные стратегии, которые педагоги применили в своей практике в реализации проекта.

Подготовка педагогов и священнослужителей по тематическим блокам:

 — Иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель Сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви прочитал 36 часов лекций в области религиозной педагогики и психологии.

— Марина Иосифовна Козлова, методист психологического факультета, преподаватель Московского православного института святого Иоанна Богослова прочитала 36 часов возрастной психологи, подготовки к подростковому возрасту; возрастным особенностям детей 8-10, 11-13 и 14-17 лет. А также тема: «Подростки XXI века: что нового».
— Силантьев Роман Анатольевич, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), директор Центра географии религий, заместитель председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, исламовед, доктор исторических наук, автор более 100 публикаций и 10 книг по деструктивным организациям в России прочитал курс 36 часов «Основы деструктологии» (просвещение в вопросах организаций, противодействие возможным фактам проявления экстремизма и прочих деструктивных явлений в подростковой, молодежной среде).

«Деструктология — новая прикладная наука, которая в комплексе рассматривает наиболее опасные деструктивные образования: экстремистские и террористические организации, психокульты и нерелигиозные секты; тоталитарные секты и сферу магических услуг; суицидальные игры и увлечения, смертельно опасные молодежные субкультуры и медицинское диссидентство».

И педагоги, и священнослужители на онлайн курсах писали контрольные работы, сдавали зачёты и, как результат, получили официальные документы – Удостоверения о повышении квалификации Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) и сертификаты о прохождении курса «Педагогическое сопровождение подростков в контексте их духовно-нравственного воспитания».

2 этап:

  • подготовка методического и презентационного материала, адаптированного для восприятия целевой аудитории;
  • разработка анкет для определения текущего уровня духовно-нравственного состояния подростков на начальной и завершающей стадии проекта для последующей оценки полученных данных специалистами и использовании в работе.

 

3 этап

Проведение комплекса просветительских и досуговых мероприятий для подростков 8-10 классов и студентов СУЗ-ов, с использованием различных форматов, в том числе, проводимые священнослужителями, предполагающие использование лекционного и интерактивного материала. Например, просмотр и обсуждение патриотических фильмов, экскурсии по историческим местам г. Владивостока, встречи со священнослужителями в храмах. 

 

Для проекта были выбраны более 25 учебных заведений: 16 — г Владивостока, 6 школ г. Артема и 3 школы Надеждинского района. Удалось охватить более 2000 школьников 8,9 и10 классов и студентов СУЗОВ.

В каждой учебном заведении в выбранных классах/группах проведены:

  1. Предварительное анкетирование для оценки состояния подростков на моральные, ценностные качества и ориентиры.
  2. Четыре просветительских мероприятия (курса) в течение месяца каждой выбранной группе по духовно-нравственным ценностям, сопровождающиеся тематические презентациями.
  3. Организация экскурсионных программ по историческим местам г. Владивостока, в том числе храмам, встречи со священнослужителями – для старшеклассников – участников проекта, отличившихся во время обучения.
  4. По завершению программы в каждой группе проведено финальное анкетирование для определения динамики моральных, ценностных качеств и ориентиров, для оценки результативности проведенных просветительских мероприятий.

 

В ходе реализации проекта «Духовно нравственное воспитание в молодежной и подростковой среде» в период с 10.12.2022 г. по 20.05.2023 года было проведено анкетирование учащихся 8-10 классов с целью изучения духовного и нравственного состояния в момент до и после реализации проекта.

Анкетирование проводилось в два этапа:

  • Первичное анкетирование — анализ состояния учащихся до реализации проекта.
  • Вторичное анкетирование — анализ духовного и нравственного состояния учащихся после проведения проекта.

            Информирование об анкетировании осуществлялось с помощью учителей и представителей духовенства. Участие в анкетировании было добровольным и конфиденциальным.

            Ученикам был задан ряд вопросов, состоящий из трёх созависимых блоков о семье, личной жизни, государстве, учитывающих их психологический возраст и эмоциональное состояние. Так же, мы учитывали и различное отношение мальчиков и девочек к одним и тем же вопросам.

Анкетирование показало глобальную необходимость в духовно-патриотических проектах, выявив у детей большой процент либо негативного, либо нейтрального отношения к институтам семьи и государства. Так, многие респонденты мужского пола ответили, что не хотели бы служить в армии, а основными объектами для подражания, что у мальчиков, что у девочек, крайне редко являлись отечественные образы. В большинстве случаев, примерами нравственности и духовности для детей становились актёры и герои Западных фильмов и комиксов, как правило, проживающих беспечную, богатую жизнь, не утруждаясь какой-либо видимой профессиональной деятельностью.

Анкетирование выявило так же необходимость нравственного воспитания молодёжи, о чём свидетельствует третий блок анкетирования, показавший существенный процент детей, не испытывающих необходимость в какой-либо компании, и ведущих, при этом, явно антисоциальный образ жизни.

При этом, второй этап анкетирования выявил потребность детей в духовно-патриотических образовательных проектах, как в дополнительном, уникальном источнике информации о жизни, семье, обществе и государстве.

Нужно учитывать, что анкетирование носило лишь ознакомительный характер, и для мониторинга и улучшения нравственного и духовного состояния учащихся необходимо продолжать и развивать наш проект.

Данные полученные в процессе реализации проекта и анкетирования будут более тщательно изучены и послужат качественным источником для создания эффективных уроков.

 

Уникальностью данного проекта являются:

1 Системный и комплексный подход к проведению просветительских мероприятий в учебных заведениях, оценка морального и нравственного состояния подростков, в отличии от разовых просветительских мероприятий, ранее проводимых в учебных заведениях.

2 Совместная работа светских преподавателей и священнослужителей для достижения общей цели.

* * *

29 мая 2023 года участники и гости губернаторского проекта «Духовно-нравственное воспитание в молодёжной и подростковой среде» собрались круглый стол. Заседание возглавил протоиерей Ростислав Мороз, руководитель отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Владивостокской епархии. На заседании присутствовали исполняющий обязанности благочинного II Владивостокского благочиния, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Владивостока, протоиерей Сергий Шуталев, иерей Михаил Дубанов, клирик храма Казанской иконы Божией Матери, руководитель проекта «Духовно нравственное воспитание в молодежной и подростковой среде» и ещё 12 клириков Владивостокской епархии – участников проекта и гостей. Кроме того, онлайн к совещанию присоединились 25 преподавателей и 16 священнослужителей из епархий Приморья. В ходе работы совещания обменялись опытом работы, подвели итоги и наметили планы на будущий учебный год.

 * * *

Иерей Михаил Дубанов, клирик храма Казанской иконы Божией Матери, руководитель проекта «Духовно нравственное воспитание в молодежной и подростковой среде»:

– Подошёл к концу наш проект. Чего мы достигли. О чём стоит подумать.

Во-первых, благодаря проекту, мы узнали, что очень много педагогов и священников озабочены воспитанием подрастающего поколения, что очень много прекрасных отзывчивых людей, которые даже в личных трудах стремятся внести лепту в воспитание молодёжи.

Были и сложности, куда ж без них. Директора школ не всегда понимали, как можно пустить священника к подросткам. Были единичные случаи, когда родители были против общения ребёнка со священником, «религиозного воспитания» в школе. Но, ознакомившись с программой проекта, никто из них не остался при своём мнении, наоборот поддержали проект и участие в нём своих детей. Кроме того, педагоги увидели молодых, энергичных, хорошо образованных, эрудированных, владеющих грамотной речью священнослужителей, а на каждой встрече со священником в аудитории обязательно присутствовал педагог. Родители считают, что в современном мире современным детям не хватает обсуждения духовно-нравственных ценностей и ориентиров жизни. Особенно подрастающему поколению, которое половину своего времени озабочено тем, как себя определить, куда себя направить, как найти смысл жизни. В этом возрасте подростки больше интересуются своей жизнью.

Поначалу в некоторых школах дети хихикали вслед священнику, но после знакомства, после бесед – многие священники говорили о том, что школьники были в восторге от общения, не хотели отпускать, разговор продолжался на перемене, говорили о своих личных проблемах. И, самое главное, те подростки, которые реально соприкоснулись со священником в живой беседе, провожали батюшку с уважением и словами благодарности. Беседы со священниками расширяли кругозор, позволяли посмотреть на привычные вещи под иным углом. Священники давали ответы на вопросы очень важные и в тоже время болезненные для молодёжи. Убедились, что с батюшкой можно пошутить, можно доверять и довериться.

Изменения были видны сразу. В священнике видели не только того, кто может рассказать о религиозных вопросах, а, прежде всего, человека, который может поговорить об очень важных, сложных, нравственных и важных для них вещах простым, доступным и понятным языком. Говорили с подростками об ответственности за свою жизнь, за жизнь родных, за будущее своих семей, в том числе и будущих семей, помогали взрослеть юношам и девушкам, строить адекватное отношение к миру и к себе.

Священники близко познакомились с нецерковной молодёжью, научились с ними общаться, узнали их интересы, заботы, страхи, мечты. Многие подростки, с удивлением для себя, обнаружили необходимость задуматься над вечными вопросами, рассуждать и дискутировать на эти темы с компетентным человеком. Конечно, не сразу, а очень постепенно, поэтапно, старшеклассники начинали раскрываться, говорить, размышлять на духовные и нравственные темы. Да, они могут остаться при своём мнении. Но совместные труды преподавателей и священнослужителей дали свои плоды, что показало анкетирование.

В процессе работы и общения священнослужители научились друг друга понимать и с педагогами, и со школьниками. Педагоги благодарили за то, что именно их школы выбрали для участия в проекте.

Столкнулся и с организационными трудностями. Очень помог настоятель Казанского храма г. Владивостока протоиерей Ростислав Мороз, поддержали братья-священники.

Есть и большая радость – директора многих школ установили дружеские отношения со священниками храмов, которые работали в их школах в рамках проекта. Школьники были рады таким гостям. С согласия родителей, священники сверх программы проекта, по приглашению подростков принимали участие в классных часах и чаепитиях.

Я хотел бы от души поблагодарить всех вас, дорогие участники проекта, за ваше служение, часто очень самоотверженное, за ваше несомненное неравнодушие к делу, которое вы совершили. 

Надеемся на продолжение проекта в следующем учебном году.

#ГрантГубернатораПриморья
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО-2022