30 декабря мы собрались на молебен ко Господу на начало нового года. Молебен провели о.Михаил Дубанов и о.Роман Бурдинский. Чуть позже к молебну присоединился и настоятель храма протоиерей Ростислав Мороз, который и произнес замечательную, живую проповедь:
«Дорогие отцы, братья и сестры! Я от души поздравляю всех с новым годом!
Новый год не основной наш праздник, он не отмечается в Церкви. Главные богослужения пройдут на Рождество и Крещение. Сегодня же мы просто отслужили молебен, чтобы вместе помолиться и поблагодарить Бога за всё, произошедшее с нами в уходящем году. Это наша старая храмовая традиция.
Вообще, современный новый год — немножко странный праздник. Если отталкиваться только от того, как он называется, то не совсем понятно, что мы вообще отмечаем. Ведь время идёт и идёт, сменяются календарные даты, и мы просто условно договорились праздновать именно этот день, это число, а не какое-нибудь другое. Если говорить о летоисчислении, принятом у других народов, то бывает так, что кто-то новый год начинает весной, кто-то осенью. Существует даже понятие церковного новолетия, которое празднуется первого сентября. Поэтому можно было нам этот новый год вообще не отмечать, но дело в том, что Церковь всегда старалась не отделяться от жизни общества. «Итак, идите, и научите все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», — заповедал нам Иисус Христос. Мы призваны к миссионерскому служению, и поэтому для каждого христианина будет очень хорошим и правильным делом встретить этот праздник в кругу семьи (чтобы хотя бы не портить настроение своим не очень церковным близким), но при этом встретить правильно, с молитвой, и, конечно же, не предаваясь каким-то обычным у нас новогодним излишествам.
Если дальше говорить о смысле и значении нового года, и вспомнить, как он вообще появился и закрепился в обществе, то становится ясно, что здесь имеет место не только отношение человека ко времени и желание отметить какую-то дату. Напрашивается вывод, что новый год – это некая замена религиозным праздникам, прежде всего Рождеству. Сделано это было в годы советской власти, которой необходимо было найти альтернативу христианскому празднику. Поэтому более мощно и широко стали отмечать именно новый год. Но окончательно религиозное значение никуда не делось, просто оно ушло в тень. Потому что религиозное чувство заложено в человеческую природу, это одно из базовых ее свойств. И если на новый год посмотреть повнимательнее, то можно понять, что это такой квазирелигиозный праздник. Вроде бы, религиозного подтекста никакого нет, но вспомните, чем люди обычно занимаются в ночь с 31 декабря на 1 января. Прежде всего, это загадывание желаний, которое имеет своеобразные обряды, порой очень смешные. Типа написать записку с желанием, обязательно её сжечь, высыпать в бокал с шампанским, а потом его под бой курантов выпить, и тогда желание сбудется. Все мы это знаем. Бред полный, но люди же это делают! А почему? Потому что другого нет, а душа и сердце просят чего-то духовного.
Есть ещё известное поверье, о том, что как встретишь новый год, так его и проведёшь. Тоже странно, откуда это взялось. Я, ещё по молодости, до своего крещения и воцерковления несколько раз пытался так делать, и каждый раз с удивлением замечал, что результат был ровно противоположный. То есть то, на что я надеялся и что делал в новогоднюю ночь, у меня потом из будущего года выдувало и выметало так, как будто и не было никогда. Не знаю, есть ли здесь какая-то связь, или это просто случайное сцепление событий. В любом случае понятно, что за этим поверьем ничего не стоит, кроме такой глупой человеческой надежды на то, что должно же быть в этой жизни что-то хорошее, должна быть возможность хоть к кому-то обратиться. Ведь что такое записка с пожеланием? Вообще говоря, это молитва. Вернее, квазимолитва. Потому что не совсем понятно, к кому человек обращается. В Деда Мороза верят только дети. А взрослые придумывают себе другие игрушки, и в итоге получается, что молятся они вообще не пойми кому. То ли чёрному квадрату Малевича, то ли вечной неизменной бесконечной материи. А в последнее время, сами того не понимая, мы стали молиться этим странным разноцветным животным, типа крыс, змей и козлов. Сейчас вот все молятся огненной (красной) обезьяне, которая «обязательно придёт и принесёт нам счастье и удачу».
Такая вот квазивера у нас сложилась после того жуткого времени, когда всё настоящее тщательно вычищалось атеистической советской властью. Слава Богу, что сейчас уже появилось какое-то количество людей, всерьёз уверовавших во Христа, которые понимают, как выстроена эта система ценностей. Но, положа руку на сердце, можно сказать, что даже они не до конца избавились от этих предрассудков. Всё равно у кого-то из нас стреляет, и мы вдруг начинаем бояться чёрной кошки, плевать через плечо, стучать по дереву и так далее. Хотя это так и называется – суеверие, то есть суетная вера. Вера, которая не имеет под собой никакого основания, вера глупая и вредная, мешающая человеку жить. После неё остаются только несбывшиеся мечты и разбитые надежды.
В этом плане христианину жить гораздо легче. Нам не нужно выдумывать какие-то квазимолитвы – мы обращаемся к Богу. И наше новогоднее обращение к Богу на молебне – это благодарность за то, что Он нам уже дал в том времени, которое мы прожили, и вера в то, что и в будущем нас Господь не оставит. Даст каждому то, что ему потребно, и то, что Он нам даст, будет благом. Хотя внешне это может быть обличено в разные формы, не всегда и не совсем для нас приятные. Иногда приходится претерпеть какие-то временные трудности. Но, в конечном итоге, Бог нас направляет только к благу. И, вспоминая прошлый год, каждый из нас может определить, что Господь нам дал хорошего за это время. Лично для меня (и, надеюсь, для многих из нас) большой радостью стало появление у нас в храме нового иконостаса. Благодаря ему храмовое пространство сделалось ещё более благолепным. Мы воочию лицезреем нечто, что символизирует Небо, приоткрывает его для нас, что не берется только человеческим воображением, — и в этом огромная важность правильно организованного храмового пространства. Здесь, действительно, есть за что Бога благодарить.
Стоит сказать, что наше религиозное чувство основано именно на благодарности. Религия начинается не с первого урока по Закону Божию, и даже не с молитвы. Религия начинается с того момента, когда ребёнок первый раз благодарит родителей. Потому что, если у человека в принципе заложено это чувство благодарности, тогда и религиозное чувство в нём сможет вырасти нормальным, правильным, не искажённым. Ведь люди могут и религиозное чувство исказить и довести до абсурда. Яркий пример – фанатизм, когда по вере в бога, как его понимают, по «любви» к нему человек берёт оружие, обматывается динамитными шашками и убивает ни в чём не повинных людей. А всё потому, что в нём так воспитали религиозное чувство. И мы призваны к тому, чтобы взращивать это религиозное чувство правильно, чтобы оно благие плоды приносило.Поэтому мы Новый год начинаем с благодарности, говоря «слава Богу за всё».
И за что-то нам Бога поблагодарить легко, как вот за этот замечательный иконостас, а за что-то гораздо труднее. Я, например, очень благодарен Богу за то, что за прошлый год сбросил 11 килограмм. Но как я к этому пришёл? Несколько лет назад я вполне серьёзно болел, и если бы Господь меня вовремя не надоумил, что с этим что-то нужно делать, что (и как) нужно заниматься своим здоровьем, то всё могло бы закончиться гораздо печальней. Господь меня остановил. Хотя тогда мне не казалось, что это для меня благо, и я немало стенал и плакал по поводу того, как со мной все несправедливо обходятся. Могу в качестве личного покаяния сказать, что даже был ропот на Бога. Как оказалось, зря. Потому что, в итоге, когда весь «паззл сложился», я очень хорошо понимаю, что избежал серьёзной опасности и смог поправить здоровье. И в том состоянии, в котором я нахожусь сейчас, мне жить гораздо лучше, приятней и эффективней, потому что я могу больше пользы приносить, нежели это было несколько лет назад. Слава Богу за всё. И каждый из нас, если внимательно посмотрит, то сможет, конечно, найти такие примеры в своей жизни.
Поэтому нам и в будущий год ничего не мешает смотреть с оптимизмом. Несмотря на то, что мы всем обществом вошли в очень сложный период. Кризис, конечно, никому не нравится, он бьёт нас по карманам и по желудкам. За последние годы мы как-то расслабились, уже думали, что у нас такая более-менее сытая и довольная жизнь будет идти всегда. Но не давали, не дают и не будут давать христианам на этой земле жить спокойно. Как только наша страна на официальном уровне стала хоть немного позиционировать то, что ей не чужды нравственные ценности, которые дал нам Господь Иисус Христос, нам пришлось ввязаться в войну. Хорошего в этом мало, но выхода действительно не было, и я уверен, что те, кто нами сейчас управляют, наш президент прежде всего, делают всё с холодной головой и с трезвым расчетом. Ведь, по большому счёту, война началась уже давно. И мы уже потерпели в ней ряд поражений – в восьмидесятые, когда распался Советский Союз, и в девяностые, когда шло разрушение нашей экономики и выкачивание наших ресурсов. Теперь мы пытаемся всё немного вернуть назад, но просто так никто ничего уже не отдаст.
Видимо, без каких-то элементов «горячей» войны обойтись уже невозможно. Но нельзя впадать в крайность, как некоторые ура-патриоты, и кричать «наконец-то, отличное время настало, даёшь победу русского оружия». Это не христианская позиция. Война всегда была, есть и будет колоссальным злом, и её нельзя раскрасить радужными красками. Беда в том, что мы живём в таком мире, где иногда это зло становится просто неизбежным. Тогда приходится его минимизировать, стараться с наименьшими потерями выходить из подобных ситуаций. Если не воевать невозможно, то делать это нужно так, чтобы потерь было меньше. Вот это христианский подход. А радоваться войне – это полный идиотизм.
Поэтому мы и молимся прежде всего о мире, чтобы Господь помогал нам и направлял всю ситуацию так, чтобы была возможность избежать конфликта. Худой мир лучше доброй ссоры. Но здесь нельзя допускать другой крайности. Зачастую кто-то считает миром рабство одних и господство других. Этого тоже нельзя допускать. Господь нас сотворил свободными, свобода – одна из базовых, основополагающих ценностей, которую никто у человека не имеет права отнимать. Это не может быть нормальным, нравственным, религиозным поступком, как в отношении отдельных людей, так и целых народов.
Но что бы не происходило, у нас есть самая главная вещь, за которую, оглядываясь назад, мы прежде всего благодарны Богу. Мы как минимум на год стали ближе к Царству Небесному. А в следующем году будем ещё ближе. И в этом смысле христианство удивительно, потому что неверующего такая перспектива только пугает. Вот, ещё год прожил, гробовая доска всё ближе, молодость всё дальше… чему радоваться? Такое существование, конечно, хорошим не назовёшь. Отсюда и повальное распространение такой болезни как депрессия, это просто бич нашего времени. По оценкам эпидемиологов, к двадцатому году она выйдет на второе место среди всех заболеваний в мире, ненамного уступая лишь сердечно-сосудистым заболеваниям. Во многом это связано именно с тем, что уровень жизни повышается, за счёт этого растёт средняя продолжительность жизни, но сама жизнь радостней не становится. Депрессия поражает и молодых, но чем больше становится возраст, тем процент людей, страдающих депрессией, неуклонно возрастает. Это связано с неправильной оценкой старости. Того, что было в молодости и что для меня составляло главную ценность уже не остаётся, а ничему другому радоваться я не умею. Впереди маячат только болезни и смерть. И откуда тут депрессии не взяться?
И в каком замечательном положении, по сравнению с этими несчастными, находится христианин, который имеет полное право радоваться ещё одному прожитому году. Ведь нас-то впереди ждёт немного другое. И это основа нашей веры. Хотя мы можем терзаться вопросом, куда мы попадём, в рай или ад. Ведь зло должно быть наказано, и Страшного Суда никто не отменял. Но тот, кто всё-таки стремится к Богу, и старается выполнять то, к чему Господь нас призвал, имеет полное право на эту настоящую надежду – в конечном итоге оказаться с Богом. Господь ради этого приходил. И если мы не верим, что спасёмся, думая, что спасаются исключительно канонизированные святые, то мы заблуждаемся. Господь не ради избранных приходил, Он приходил ради всех. Ради всех, кто Его примет, кто за Ним последует. И мы имеем полное право, несмотря на своё имеющееся несовершенство, надеяться на то, что Господь нас не оставит, каким-то образом компенсирует это наше несовершенство.
Христианская догматика говорит о том, что человек не может спастись своими силами. Что бы он ни делал, каким бы святым и аскетом не был. В христианстве человека спасает Бог. А наше дело к Богу стремиться. Насколько можно, насколько получается, насколько хватает таланта и понимания. Во всём остальном Господь нам помогает. Это основа нашей веры. Отношения между Богом и человеком – это отношения между любящим отцом и его детьми. Дети разные бывают, не все они отличники, не все успешные, но отец любит каждого своего ребёнка. И часто родители хилых и больных детей любят даже больше, чем здоровых, потому что их жальче. Они сами больше страдают. Неужели Господь этого не увидит, не оценит, не поймёт?
Поэтому мы имеем полное право на надежду, и полное право на радостную веру. Чтобы не с унылыми лицами ходить по этой жизни, и приходить в храм, ожидая там всё больших наказаний за какие-то мелкие проступки. Ведь мы знаем, что Господь нас не оставит. Что бы не случалось со всем миром, с нашей страной, с какими-то социальными группами. Богу ценен каждый из нас. Каждому из нас Господь даст то потребное, что нам нужно. И даже если на нашу долю выпадут какие-то сложности и испытания, нужно помнить, что они не имеют окончательного характера, они не для того, чтобы нас уничтожить. Всё это для того, чтобы мы что-то поняли, в чём-то изменились. И если довериться Богу, то через какое-то время станет ясно, что всё пошло нам на пользу. Мы можем не сомневаться: наш Бог нас не подведёт».