Храм — это небо на земле. В нем верующие окружены святыми, образы которых мы видим в росписях и на иконах…

 

 В храме с нами «невидимо силы небесные служат». Но самое главное, храм есть дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, потому наше поведение должно соответствовать Его святости и величию.

 По древнехристианской традиции, перед церковными дверями верующие останавливаются и трижды осеняют себя крестным знамением с поклонами. Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, а женщинам, напротив, нужно иметь головной убор. Сотовый телефон следует выключить или перевести на беззвучный режим.

 При входе в храм расположена иконная лавка или, как ее еще называют,  «свечной ящик», т.е. лоток с церковными товарами. У сотрудников свечного ящика (свечниц) вы можете узнать о  порядке богослужений: когда служится литургия, молебен, панихида, когда и как заказать частные богослужения  (требы) – освящение квартиры, машины, офиса, пригласить священника домой для исповеди и причастия если в этом  возникла необходимость. Там же вы можете получить любую другую информацию о храме, приобрести иконы, свечи, духовную литературу и подать записки. Если вы не знаете, как это делается, то свечницы вам помогут. Если вы хотите спросить о вещах духовных , то  лучше попросите  свечницу пригласить  для разговора священника.

 Удобнее всего приходить в храм за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам.  «Приложиться» означает осенить себя крестным знамением и поцеловать эту икону.

 Непосредственно перед входом в богослужебный зал  следует остановиться перед дверью, осенить себя крестным знамением с поклонами трижды.

 Итак, вы вошли в храм. Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возможными возникающими недоразумениями. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нем (хотя, конечно, затрудняют — но это дело поправимое).

 На самом видном месте  храма напротив входа расположена храмовая икона — Казанская икона Божией Матери,  в честь которой освящен наш  храм. На аналое (специальная подставка под икону),  в центре храма лежит икона праздника или святого (святых), память которого совершается в этот день. В воскресенье это, как правило, икона Воскресения Христова. Впереди и вправо от храмовой иконы всегда располагается икона Спасителя, впереди и слева — Богородицы. Остальные иконы располагаются на стенах и вдоль стен на аналоях.

 Когда мы целуем иконы, то у Христа принято целовать стопы (раны Христовы), а у святых – десницу (правую руку) или край одежды.

 В храме принято ставить свечи  как символическую жертву Богу и образ нашего моления. Свечи ставят перед иконами Христа, Матери Божией, святых. Вашу свечу зажигайте от уже  горящих свечей.  После того как вы поставили свечу, нужно перекреститься.

 Восточная часть храма, в которой священнослужителями совершается основная часть богослужения, называется алтарь. Центральная часть храма, где располагаются молящиеся, отделена от алтаря особой преградой, называемой иконостас. Иконостас — образ Царствия Небесного, зримое воплощение Церкви как Неба на земле.

 Заупокойное поминание совершается в части храма, расположенной  с левой  стороны от входа; свечи в этом случае принято ставить на особый подсвечник, который называется канун.

 Когда мы ставим свечи и совершаем молитву, мы накладываем на себя крестное знамение. Это — символ нашей сопричастности Христу, мы исповедуем себя последователями Того, кто взошел на крест ради спасения человека. Кто редко бывает в храме, иногда испытывают затруднения, когда нужно совершать крестное знамение во время богослужения. Но если немного вникнуть в смысл богослужения, становится понятно, что крестное знамение совершается во время определенных молитв (частей молитвы). И если есть желание «не выпадать» из общего строя, нужно креститься вместе со всеми. Только стараться накладывать крестное знамение правильно и без излишней поспешности.

 Иногда во время богослужения совершаются коленопреклонения. Если вы поначалу этим смущаетесь, можно заменить коленопреклонения на поясные поклоны. С другой стороны, если есть нужда в сугубой (особенной, усиленной) молитве, никто вас не осудит, если вы будете молиться стоя на коленях в «неурочное» время.

 Женщины замечают, что земные поклоны удобнее делать в широких юбках, а стоять удобнее в обуви без каблуков.

 Вообще если у вас возникает боязнь сделать «что-нибудь не так», не смущайтесь. Для православия свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности и общепринятые правила не имеют категорического статуса: самое главное, чтобы твоя молитва не мешала окружающим, а если не хочешь сильно выделяться, смотри, что делают другие и делай, как все.

 В православной традиции на богослужении принято стоять: настоящая, подлинная молитва трудно дается без ощущения предстояния перед Всевышним. Но если вам тяжело и непривычно долго стоять, можно присесть на любую из свободных скамеечек, вас никто не осудит.

 По возможности не покидайте храм до окончания богослужения.  По окончанию Литургии подойдите и приложитесь ко Кресту, который дает верующим священник с солеи (возвышения около алтаря). По традиции, первыми ко кресту подходят маленькие дети, затем мужчины и в конце женщины. Выходя из храма, не забудьте совершить три поясных поклона с крестным знамением.

 И еще несколько советов. Первый — ничего не бойтесь и не смущайтесь. Ваше незнание церковных обрядов не является препятствием в отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как вы к Нему пришли, и, несомненно, примет вашу искреннюю молитву. Даже если вы поначалу что-то сделаете не так и вам сделают замечание, — не смущайтесь, знайте, что это попущено Господом, чтобы проверить вашу веру и смирение.

 Второй — имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви. Без доверия нет веры. Помните, что вам открылась дверь в огромный, прекрасный и неведомый покуда мир, в котором не все наши обыденные представления правильны и справедливы. Не судите сходу, вручите весь суд Богу, а сами откройте свое сердце тому, что вам уже сейчас близко, и примите в себя этот дар Божий. Об остальном говорите себе: «Если мне это сейчас непонятно, это не значит, что это неправильно или не нужно. Со временем разберемся». Так, например, то, что пока вы не все понимаете из церковных молитв — не повод для огорчения,  так как душа способна «впитывать» благодать и без участия в этом рассудка. Со временем все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения.

 Все вышесказанное не отменяет необходимости учиться. Для этих целей существует множество пособий, например: «Первые шаги в православном храме», «Объяснение литургии и всенощного бдения» и самая разнообразная литература и мультимедийные издания разной степени сложности, где каждый может найти тексты, соответствующие его уровню восприятия. Если нужен совет, развернутый разговор — священники нашего храма доступны для общения. Для детей открыта Воскресная школа.  Работает библиотека. В храме проходит много мероприятий духовно-просветительского характера.

 Но самой незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение в Церкви. Когда мы начнем понимать, что происходит на богослужении в каждый его момент, мы ощутим ни с чем несравнимую радость общей молитвы, радость общения с Богом. Все осваивается постепенно и в свое время: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 33).