30 апреля 2023 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, настоятель Казанского храма протоиерей Ростислав Мороз в сослужении иерея Романа Бурдинского совершили Божественную литургию.
Богослужебные песнопения исполнил приходской хор.
На сугубой ектении отец настоятель вознес молитвы ко Господу о Святой Руси и завершении строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Владивостока.
По отпусте литургии отец Ростислав обратился к молящимся с пастырским словом. Батюшка рассказал Евангельскую историю женщин, которые ранним утром дня, который следовал за субботой пошли с благовониями и мирром (отсюда и их наименование – мироносицы) чтобы завершить иудейский обряд погребения Иисуса Христа. Их заботила даже не стража, а мысль о том, кто им отвалит от гроба (пещеры, куда был положен Учитель) огромный тяжёлый камень. Стражи не было, камень был отвален. Именно этим отважным женщинам явился Ангел со словами: «Что ищете Живого среди мертвых?» (Евангелие от Марка глава 15, стихи 43– 6, 8. И глава 16 стихи 9-20)
При целовании Креста каждой прихожанке, по случаю праздника святых жен-мироносиц отец Ростислав подарил розу.
* * *
Этим людям, этим женщинам не открывал Христос, как двенадцати избранным им апостолам, тайн будущего, они не знали ни смысла его смерти, ни тайны грядущей победы, грядущего воскресения. Для них смерть учителя и друга была смертью, концом, и притом страшной и позорной смертью, страшным концом и обрывом. Они стояли у Креста только потому, что любили Иисуса, и, любя, сострадали Ему. Они не оставили это бедное, измученное тело, но совершили все то, что извечно совершает любовь при последнем расставании.
Те, кого просил Христос побыть с Ним в час страшного борения, когда, по слову Евангелия, начал он «ужасаться и тосковать», те — бросили его, бежали, отреклись. Те же, кого Он ни о чем не просил, остались верными своей простой человеческой любви. «А Мария стояла у гроба и плакала». Так сквозь все века плачет любовь, как сам Христос плакал у гроба друга своего Лазаря. И вот — эта любовь первая узнала о победе; этой любви, этой верности первой дано было узнать, что не надо больше плакать, что «поглощена смерть победой» и нет и не будет уже никогда этой безнадежной разлуки.
Так вот, значит, смысл этого воскресенья жен-мироносиц. Оно напоминает о том, что любовь и верность одни сияли тогда, в той безнадежной тьме. Оно зовет нас к тому, чтобы не умерли и не исчезли ни верность, ни любовь в мире. Оно судит наше малодушие, наш страх, наше вечное и рабское самооправдание. Таинственные Иосиф и Никодим, или эти женщины, идущие на рассвете ко гробу, — так мало места занимают в Евангелии. И однако именно здесь решается вечная судьба каждого из нас.
Мне думается, что именно в наши дни мы особенно нуждаемся в воспоминании об этой любви и о простой человеческой верности. Ибо наступило время, когда и их развенчивает воцарившееся в мире злое учение о человеке и человеческой жизни. Веками, слабо, но светил и мерцал в мире отблеск верности, любви, сострадания, что молча присутствовали при страданиях всеми брошенного Человека. И нам как за соломинку надо хвататься за все то в нашем мире, что еще живет теплом, светом простой, земной человеческой любви. Любовь не спрашивает человека о теориях и идеологиях, она обращена к его сердцу и его душе.
Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, строилась культура, бушевали кровопролитные войны, но всегда, неизменно над землей, над этой смутной и трагической историей светил образ женщины. Образ заботы, самоотдачи, любви, сострадания. И не будь этого присутствия, не будь этого света, наш мир, несмотря на все его успехи и достижения, был бы всего лишь страшным миром.
Можно не преувеличивая сказать, что человечность человека спасала и спасает женщина, и спасает не словами, не идеями, а вот этим своим молчаливым, заботливым, любящим присутствием. И если, несмотря на все зло, царствующее в мире, не прекращается тайный праздник жизни, если он празднуется в бедной комнате, за нищенским столом так же радостно, как во дворце, то радость и свет этого праздника в ней, в женщине, в ее никогда не иссякающей любви и верности. «Вина не хватило…» И пока она тут — мать, жена, невеста — хватит вина, хватит любви, хватит света на всех.
Протопресвитер Александр Шмеман