Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа для Вечной Жизни.
Самое Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. «…Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое, и взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 26-28).
Таинство Причащения готовит нас и к воскресению, и к встрече со Христом. Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна глава 6, стих 54). «… Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Евангелие от Иоанна глава 6, стих 35). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Причащения.
По слову святителя Киприана Карфагенского: «Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так этот, сверхъестественный, есть жизнь души».
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом, христианским смиренным настроением, покаянием и исповедью. Меру поста и молитвы вам подскажет священник, у которого вы исповедуетесь.
О Причащении детей
Обычно младенцев после их крещения до 7-летнего возраста причащают как можно чаще, каждый раз, когда приводят (приносят) в храм, ибо до этого возраста ребенку не нужно соблюдать пост и исповедываться, что облегчает задачу родителям (или крестным). Но нужно хорошо осознавать то, что в таинстве Причастия (как, впрочем, и в любом другом церковном священнодействии) нет никакой магии: ни само по себе Причастие, ни, тем более, частота его совершения ничего не гарантируют. Все зависит от веры и молитвы тех, кто приступает к Таинству. Соответственно, в данном случае от веры и молитвы родителей и крестных. Замечательно, когда родители ходят в храм, приносят детей и причащают. Но это ни в коем случае не должно делаться механически: только с полным осознанием важности и необходимости данного Таинства, с искренней молитвой за свое чадо. Естественно, если родители (крестные) сознательно относятся к такой своей миссии, они тоже будут испытывать необходимость время от времени исповедываться и причащаться.
Перед Святым Причащением и во время Святого Причащения
Таинство Причастия происходит на самой главной службе – Божественной Литургии. После пения «Отче наш» царские врата иконостаса закрываются и в храме читаются житие святого этого дня или события Священной истории, далее молитвы ко Святому Причащению. В это время нужно приблизиться к алтарю и ожидать открытия царских врат и выноса Святых Даров, которое происходит при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно (не перед самой Чашей), сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Чашей не нужно креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу, внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть рот и с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христовы и тотчас же проглотить.
После Святого Причащения
Приняв Причастие, нужно не крестясь, поцеловать край Чаши и сразу отойти к специальному столику, чтобы выпить немного «теплоты» — так называется теплая вода, в которой разведено немного вина — и вкусить частицу антидора – особенного богослужебного хлеба, — который вам подадут. Это делается для того, чтобы все частицы Причастия были вами потреблены, чтобы ничего случайно не выпало на пол. Тут родителям нужно особенно внимательно следить за детьми, особенно маленькими, чтобы ребенок случайно не выплюнул частицу. После этого нужно дождаться, когда все желающие причастятся, непременно выслушать благодарственные молитвы, проповедь, и после целования креста в руках священника можно выходить из церкви.
Начиная примерно с семилетнего возраста (когда ребенок становится способен осознать свои грехи и раскаяться в них), ребенок должен постепенно осваивать подготовку ко причастию как взрослый, молитвой и постом, только последние должны соразмеряться с возможностями ребенка.