Вторая подготовительная неделя к Великому посту, Неделя о блудном сыне, специально была установлена Церковью для того, чтобы ещё раз напомнить всем людям о покаянии. Поэтому на литургии в это время читается Евангелие, в котором рассказывается притча блудном сыне. Имеет смысл напомнить ее полностью.

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на полясвои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Читайте проповедь протоиерея Ростислава, чтобы лучше понять смысл притчи и узнать больше о Боге, о Его отношении к нам, к нашим ошибкам, и о важности и силе покаяния.

«В этой притче Христос, рассказывая о некоем господине со своими сыновьями, говорит о Себе и Своём отношении ко всем людям. Это тот образ взаимоотношений, который Бог считает нормальным и правильным как для Себя, так и для нас, Его творений. Когда мы пытаемся выстраивать свои личные отношения с Богом, то можем понимать их не совсем верно. Зачастую Бог представляется нам каким-то грозным существом, таким судьёй, который дал людям правила, установки, заповеди и законы, и теперь бдит, чтобы мы ни в коем случае их не нарушали. А в случае нарушения следует немедленная кара, которую, как правило, мы считаем справедливой. Наверное, с точки зрения отвлечённой справедливости это действительно так и есть, потому что мы знаем законы, и мы получаем за это воздаяние. Но сам Господь говорит, что такое видение неправильное, оно не имеет отношения к действительности. Для Бога все мы не просто некие отвлечённые граждане, не рабы и не наемники. Мы – Его дети.А дети могут быть разными. Послушными, или, как мы говорим, «хорошими», или же непослушными, «плохими», но при этом они всё равно остаются детьми. И Бог любит каждого из нас; как бы кто себя не вёл, Он всё равно будет относиться к каждому из нас как к своему ребёнку. А ведь часто бывает так, что мать и отец любят всех детей, но больше всего любят наиболее проблемных. Больных, непутёвых, ведь их, честно говоря, жалко, хотя бы потому, что они сами страдают от того, что с ними происходит. Вот и в этой притче отец, который есть Господь Бог, не ругается на своего восставшего сына.

Вообще, сын совершает достаточно страшную вещь, когда просит отдать ему часть имения. Требование наследства – это, фактически, отречение от отца. Ведь наследство раздаётся не в то время, когда человек жив; дети его получают уже после смерти родителей. А тут младший сын своим поступком буквально говорит следующее: «Отец, ты мне уже не нужен, я тебя считаю практически мёртвым. Ты можешь умереть уже прямо сейчас, ничего не изменится. Отдай мне часть наследства, потому что я не хочу ждать, пока пройдут годы, и ты действительно состаришься и уйдёшь в мир иной, потому что для меня это уже произошло». А отец не осуждает сына, не начинает его ругать, не призывает на него какие-то кары, не использует весь силовой потенциал, который легко может применить. Он смиренно всё принимает и отпускает своего сына для того, чтобытот сам распорядился своим достоянием.

Итак, сын получает наследство. Видимо, оно было немаленьким и вполне достаточным для того, чтобы наладить нормальную жизнь. Но совершенно очевидно, что с такими желаниями и идеями, совершив такой грех, никакой нормальной жизни начать невозможно. Можно только всё пустить под откос, промотать, что, собственно, и происходит. Но, слава Богу, сын вовремя опомнился, и с ним произошло то, что мы называем покаянием. Покаяние – это когда человек не просто понял, что совершил что-то плохое, но ещё и решился это исправить. Исправить несмотря на то, что это может быть стыдно, больно, и что, возможно, придётся наступать на собственную гордость и тщеславие. И вот мы видим, как сын возвращается, и как радуется этому отец. Это абсолютно точный образ того, как Бог радуется покаянию каждого из нас. Мы часто блуждаем, совершаем ошибки, уходим не туда, но мы всегда имеем возможность вернуться, и мы можем быть уверены, что нас будут ждать и примут, потому что таков наш Небесный Отец. И это действительно очень благая Евангельская весть для каждого человека. Потому что с пониманием, что Бог именно такой, гораздо легче строить свою жизнь, нежели считая Господа надсмотрщиком, который следит за людьми, ищет какие-то ошибки и желает наказать. Он даёт возможность совершать ошибки, даже когда для Него совершенно очевидно, что вряд ли это закончится хорошо. Бог не действует через насилие, потому что каждый из нас свободен и сам может получить некоторый опыт для того, чтобы что-то в себе понять и изменить. Богу не нужны какие-то совершенные существа, которые действовали бы автоматически, Ему нужны живые люди, которые могут ошибаться.

Мы видим, что в притче есть ещё и старший сын, который вёл себя гораздо лучше брата, но тоже совершил ошибку, начав осуждать. Но и это можно исправить! И отец не отчитывает его, не наказывает, а делает мягкое внушение. Потому что каждый может оказаться на позиции младшего сына, и старший от этого никак не застрахован. Хоть он и больше по возрасту, но по внутреннему развитию он ещё в некотором смысле ребёнок,ему ещё нужно пройти какой-то путь, чтобы изменилось его сердце.

В конце концов, Евангельский отец является образом и для каждого из нас. Каким может и должен стать человек по отношению к своим близким и в первую очередь к своим детям. Это пример настоящего родительства. А ведь мы часто детей как-то придерживаем, оберегаем, ограничиваем их свободу. В разумной мере это приходится делать в любом случае, но многие значительно перегибают палку, считая, что таким образом совершают добро. Но не всегда это действительно добром оборачивается.

Поэтому дай Бог, чтобы мы не забывали эту притчу, чтобы образ Небесного Отца и его отношения к детям стоял у нас перед глазами, чтобы это Евангельское слово было живо в каждом из нас и принесло добрые плоды».