В воскресенье, 6 декабря, в нашем храме состоялась литургия, на которой читался отрывок из Евангелия от Луки.
В нём говорилось о том, как Господь поведал своим ученикам и множеству другого народа притчу о неразумном богаче:
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
Настоятель храма, протоиерей Ростислав, после службы обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о смысле и значении этих Евангельских слов: «Суть этой притчи, конечно же, нам совершенно ясна. Речь идёт о том, что собирание огромных богатств на земле абсолютно бессмысленно. Мы все про это знаем, но время от времени в нас поселяется какой-то червяк сомнения, когда мы видим, как живут люди вокруг. Да и средства массовой информации постоянно рассказывают нам то про одних миллионеров, то про других миллиардеров, про то, как они живут, купаясь в роскоши, имея дворцы, яхты, острова, курорты. И складывается такое впечатление, что это некий образец, к которому нужно стремиться. К сожалению, окружающее медиапространство преподносит всё именно так. Здесь и реклама воздействует, которая современного человека подталкивает на то, чтобы он был как можно более успешным. И успешность эта понимается именно как обретение каких-то материальных благ. Те, у кого есть большие деньги, гораздо свободнее чувствуют себя в современном мире. Им многое дозволено, для них и законы бывают не писаны. Такова реальность общества потребления, что вот такой земной король – это тот, у кого всего много. А тот, у кого всего мало, не может занять в обществе видное место.
Мы, как люди небогатые, можем впадать от этого в какое-то уныние. Но, ещё раз слыша Евангельские строки, мы имеем возможность немножко выдохнуть и успокоиться. Потому что Господь нас не к накоплению земных богатств призывает, и не в этом смысл жизни человека. Более того, эта притча совершенно ясно показывает полную бессмысленность такого мероприятия, потому что никто из нас на этой земле не вечен. Богач, который собрал в житницы большой урожай, даже не успел им воспользоваться. И здесь логично задать главному герою притчи такой вопрос: а нельзя ли было этим урожаем распорядиться немного по-иному? Ведь дело в том, что богатый человек для получения своих благ ничего специально не делал. Просто выдался урожайный год. И фактически то, что не заработано трудом и не является его заслугой, человек не задумываясь присваивает себе. Богач думает: вот я сложу, и мне на много лет хватит. А Господь является и говорит: а вот ночью ты помрёшь, и кому всё это достанется?
Понятно, что есть родственники и наследники, но тебе-то от этого какой толк? Ведь то, что с тобой произойдёт потом, после земной жизни, никак не зависит от того, сколько ты жита набил в амбары, а стяжание богатства лишь привязывает тебя к земным вещам. Конечно, никто не говорит о том, что нужно стремиться к бедности специально. Просто необходимо разумно пользоваться теми материальными ресурсами, которые человеку достаются. Не скапливать богатства неизвестно для чего, ибо жизнь скоротечна, а использовать их во благо. Вокруг нас всегда достаточно тех, кому можно помочь за счёт каких-то излишков. И Евангельские слова, которые мы сегодня услышали, это очередной повод задуматься о том, что не плохо бы пользоваться материальными благами не так, как это сделал неразумный богач.
И дай Бог, чтобы мы преодолели наши страхи, пусть даже для них всегда находятся какие-то объективные основания. Сейчас нас постиг очередной кризис, который, судя по всему, закончится нескоро, ведь то, что происходит, связано с серьёзными процессами изменения мира, и мы не можем оставаться в стороне. Значит, какое-то время, видимо, нам придётся привыкать к более низкому уровню жизни. Но даже в том состоянии, в котором мы сейчас находимся, нам будет не так трудно, как нашим предкам. Они-то жили в гораздо более тяжёлые времена, это были довоенные, военные, послевоенные годы. Но мы, имея короткую историческую память, забываем сравнивать наше положение с тем, когда было по-настоящему нелегко. А ведь это лишняя возможность для нас меньше напрягаться и больше радоваться жизни. Ведь жизнь нам возможности для радости предоставляет гораздо больше, чем для печали.
Поэтому будем молиться Богу, и не забывать о том, что наша жизнь находится в Его руках, и без воли Его даже волоса с головы человеческой не упадёт. И если мы будем стараться, так же, как сказано в выводе из этой притчи, не себе угождать, а в Бога богатеть, тогда, конечно, Господь о нас позаботится и никогда про нас не забудет. Аминь.