Дорогие братья и сестры!
Сегодня во время чтения Евангелия на литургии мы слышали рассказ о том, как некий юноша подошёл ко Господу и, искушая Его, задал вопрос: «Учителю Благий, что мне делать для того, чтобы наследовать жизнь вечную?». Христос ответил: Почему ты называешь Меня Благим? Когда Благим является только Бог? Чтобы наследовать жизнь вечную, соблюдай заповеди: не убий, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. На что юноша сказал: всё это я соблюдаю с детства. И тогда Господь говорит: если хочешь стать совершенным, возьми своё имение, раздай нищим и следуй за Мной. Юноша отошёл опечаленный, потому что он был очень богат. И после этого Христос сказал о том, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Небесное. Ученики, которые наблюдали за разговором, прониклись сочувствием к юноше и стали задавать вопросы: Господи, так кто же тогда вообще может спастись? На что Христос ответил: человеку это невозможно, но возможно Богу.
Этот небольшой Евангельский отрывок очень важен для нас, так как содержит большое количество смыслов. Буквально каждая фраза несёт в себе что-то поучительное. Евангелист Лука помечает, что с самого начала, когда юноша приступает ко Христу, он задаёт вопрос искушая. Видимо, человек этот не очень верил, что Иисус Христос действительно из себя представляет что-то такое необыкновенное, ведь искушать Бога – довольно глупое и рискованное занятие. Когда юноша сказал «Учителю Благий», Господь уточнил: что ты имеешь в виду под Благим? Благ ведь только Бог. Таким образом Христос задаёт вопрос: а кем ты Меня считаешь? Ты вообще понимаешь, что Я действительно Бог, или просто так ради красного словца говоришь эту фразу? По контексту видно, что юноша, скорее всего, говорил это как бы несерьезно . Но Господь на его вопрос ответил серьёзно, сказав: безусловно, нужно соблюдать заповеди. Интересно, что юноша ответил в том духе, что «я заповеди соблюдаю, но вот чего-то в моей жизни не хватает». И это говорит о том, что юноша этот был человек в духовном смысле непростой. Возможно, за внешней бравадой он скрывал то, что душа его находится в поиске. Как действительно нужно правильно жить, как действительно нужно поклоняться Богу и реализовать себя в этом смысле? И этот пример показывает, что люди, наделённые жаждой богопознания, были всегда. И зачастую у евангельских персонажей эта жажда проявляется даже больше, чем у нас – людей, имеющих непосредственное отношение к Церкви Христовой.
Как правило, мы удовлетворяемся как раз вот этим набором ветхозаветных заповедей, которые пытаемся исполнять, но постоянно нарушаем. Не в силах побороть свои страсти, мы каемся в одних и тех же грехах, и в итоге просто ходим по кругу, даже не помышляя о том, чтобы выйти в какую-то иную сферу. А ведь Господь сказал о том, что если хочешь быть совершенным, то ты должен сделать что-то ещё. Именно это и хотел узнать юноша, и ответ Христа указал на основную духовную проблему молодого человека. В этом отрывке речь не идёт о том, что главная страсть человека – это богатство. Просто именно у этого юноши стяжательство стало той преградой, о которую разбилось его желание искренне совершенствоваться и идти к Богу, которое, казалось, было способно преодолеть всё. Не случайно Господь потом резюмирует, что легче верблюду пройти сквозь Игольные уши, чем богатому попасть в Царствие Небесное (символический образ, Игольные уши – название очень узких ворот в иерусалимской стене, через которые может протиснуться лишь человек). И в данном случае тому, кто прикипел к своему богатству, очень трудно избавиться от этой страсти для того, чтобы совершенствоваться. Ученики, поняв смысл слов Иисуса Христа, тут же возопили: а кто ж тогда вообще может спастись? Ведь все имеют какие-то привязанности и страсти! На что Господь даёт очень интересный ответ: человеку это невозможно, возможно только Богу. В этих словах заключается ключ к нашему спасению. Христос здесь ясно даёт понять, что всерьёз преобразить свою собственную природу без помощи Божьей не получится. И те практики, которые появились в Православной церкви, непосредственно позволяют получать Божью благодать. Господь создал Церковь и установил в ней Таинства специально для этого.
Конечно, каждый может выстроить свои индивидуальные отношения с Богом, и должен это делать, но мы не всегда знаем, когда действительно можем получить от Бога реальную помощь. А Таинства в этом смысле дают совершенную определённость. Сам Господь сказал ученикам, что если вы будете, собравшись вместе в церкви, просить у Меня что-то,то Я вам это обязательно дам. Слово Божье не ложно, поэтому мы можем быть совершенно уверенны, что если ходим на Таинство Исповеди и искренне каемся, то Господь нас прощает. Потому что Он это обещал, а Он всегда свои обещания выполняет. А для нас нет больше никакого другого способа, чтобы убирать душевные повреждения, которые, к сожалению, мы сами себе наносим грехом. Существуют и нехристианские практики, которые пытаются бороться с подобными проблемами. Но в них, как правило, всё выстроено таким образом, чтобы мы просто свои страсти забывали, не трогали. Только таким образом, находясь вне общения со Христом, человек может как-то сохраниться. Но беда в том, что из человеческой природы это никуда не девается. И чаще всего такие греховные повреждения оказывают влияние на жизнь и приводят к негативным последствиям, как в духовном плане, так и в телесном. Это неизбежно.
В этом смысле у нас есть невероятный ресурс. Другое дело, что пользуемся им мы зачастую не совсем правильно. Очень часто мы начинаем надеяться на то, что достаточно только ходить на Исповедь и что-то говорить про собственные грехи, а остальное всё Бог сделает. Безусловно, Бог совершает очень важную работу, которую никто выполнить не в состоянии, но при этом с нас вовсе не снимается часть своей ответственности. Наша жизнь начнёт меняться только в том случае, когда мы станем прилагать какие-то усилия для того, чтобы совершенствоваться. Помимо того, чтобы ходить в храм, молиться, и приносить Господу свои прегрешения, необходимо делать что-то ещё. Направлять себя к добру. Его нужно и во внешней жизни творить – это в первую очередь всякого рода дела милосердия – и сознательно работать с теми несовершенствами, которые имеются внутри нас. Способы для этого есть, и их достаточно много. Они содержатся и в нашем предании, в святоотеческой практике, и в современных гуманитарных науках, которые так же могут очень сильно помочь.
Поэтому дай Бог нам не лениться, задумываться об этом и двигаться в правильном направлении, чтоб не вести такую бессознательную растительную жизнь, на авось, надеясь, что всё образуется само собой. Будем внимательней относиться к евангельским словам, и стараться исполнять то, что нам говорит Господь. И тогда мы действительно сможем наследовать жизнь вечную.
Аминь!